Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Метафизические портреты

Метафизические портреты 11.01.2011

Метафизические портреты

В переживаемом ныне периоде исторического развития русского общества, ровно столетием отделённом теперь от знаменательной вехи в судьбе России – т.н. Серебряного века отечественной культуры, в какой-то степени актуальным может выглядеть юбилейное обращение к иным интеллектуально-духовным явленьям процесса социальных преобразований в стране, к атмосфере значительного научного, философско-мировоззренческого и художественного творческого подъёма, наблюдавшегося в среде российской интеллигенции начала двадцатого века.
  Если говорить о взлёте отечественного искусства рубежа прошлого столетия, нельзя было бы обойти тематику некоторых фундаментальных оснований нового художественного мировидения, расширявших границы достаточно устоявшихся в европейской эстетике методологических нормативов идейно-смыслового обоснования воссоздаваемых образов. Всё более осваивавшие арену художественной жизни Европы неоромантические тенденции на своём уровне возвращали искусству многие взгляды и парадигмы классического романтизма, и в частности – положения теории мифа как этико-эстетической формы отвлечённо-абстрактного (ассоциативного), понятийно-образного мышления в объёме архетипического потенциала сознания человека.
   Тема мифа и мифологии, мифологической формы мышления в процессе познавательной деятельности человека вообще оказалась привлекательной заново в искусстве и исследовательских кругах гуманитарной науки России последней трети двадцатого века. В силу объективно-исторических закономерностей последовательно освобождаясь от преимущественно утилитарно-идеологического содержания, российская культура тогда обретала свои узнаваемые черты европейской значительности, ей свойственной в эпоху Серебряного века, позиционировала элементы той подлинной онтологической принадлежности эволюционному вектору цивилизации, которая и характеризует культуру как инструмент интеллектуально-духовного восхождения общества. Внутренний поэтическо-гносеологический строй многих произведений отечественного искусства всё заметнее отличали в конце двадцатого века традиционные качества смысловых обобщений мифологизирующего действительность массового сознания.

Возврат к списку