|
|
Главная / Бронзовый век [2005-2007]
|
А.А.Васильев "Эстетические воззрения московских художников-романтиков" |
|
Кругу читателей, интересующихся состоянием современной гражданской общественной деятельности в России, сообщается, что из печати выходит 2-й выпуск литературных очерков серии “Психология и метафизика художественного творчества” , осуществляемой в рамках Общественного проекта популяризации отечественной культуры “Бронзовый век”. На основе представленного материала в выпуске продолжается изложение темы развития некоторых тенденций образного строя в современном изобразительном искусстве регионов страны. В данном случае, исследование посвящено отдельным сторонам деятельности молодёжного объединения, долгое время работавшего в тесном контакте со Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
На складывавшееся в середине 1980-х гг. мировоззрение молодых художников, сообщается в книге, серьёзное влияние оказала атмосфера интенсивного переосмысливания знаний, присущая внутриведомственным отношениям энтузиастов такого рода добровольной организации, как ВООПИиК. Здесь молодые художники могли открыть себе горизонты мышления, значительно превышавшие стандартный уровень преподносимых при вузовском обучении нормативов.
Естественное состояние юношеских устремлений к большому творчеству однажды нашло благодатную почву в художественном направлении, известном в истории искусства как романтизм. Но чтобы освоить его особую методологию и эстетику, художественной молодёжи пришлось одолевать известный объём знаний, к которым они неожиданно прикоснулись в ходе своего сотрудничества с ВООПИиК,
В выходящем 2-м выпуске серии “Психология и метафизика художественного творчества” детально аргументируется предположение, что долго разгадываемый в культурологии секрет романтического миропонимания находится где-то в сфере метафизического мышления, с особой силой раскрывшего себя в европейской культуре и философии 18-го - начала 19-го вв.
Авторы сборника также указывают на другое необходимое обстоятельство плодотворности осуществления романтического начала в творчестве в целом, - каковым, на их взгляд, выступает внутренняя потребность художника (поэта, музыканта, политика, учёного или истинного предпринимателя, вообще - любой подлинной социально активной личности) всесторонне участвовать в общественной деятельности как таковой, необходимой прогрессу культуры любой эпохи. Все великие романтики человечества, как известно, были в той или иной мере в своей среде заметными общественными фигурами.
В данном контексте в этом выпуске серии анализируются и формы метафизического мышления и романтического мировосприятия, отмеченные в искусстве России её пореформенного периода государственной жизни, в итоге увенченного предвосхищаемым в обществе Серебряным веком подъёма русской культуры.
Феномен Серебряного века отечественной истории нельзя было бы себе объяснить, говорится в сборнике, обойдя вниманием его во многом психологическо-мировоззренческую сердцевину, которой здесь предстаёт по-своему трансформированная в искусстве концепция т.н. Русской идеи.
Как таковая, историко-методологическая подоснова концепции Русской идеи по убеждению авторов сборника нисколько не ограничилась в современном ныне сознании общества этико-эстетической планкою Серебряного века, преодолела идеологические противоречия 20-го столетия и на сегодня нам представляется на правах законного наследия Русской общественной мысли своеобразной универсальной константой, трактующей пути исторического развития России и в дальнейшей её перспективе,
В современном прочтении классического варианта Русской идеи - как это могло представляться на лекциях ВООПИиК, посещаемых молодыми художниками - авторы сборника выделяют отдельные жизненноважные социальные слагаемые, столь же необходимые для существования государства сегодня, как и столетье назад. Схема провиденческих установок означенной знаменитей концепции для России по существу очевидна : стране не быть мировою державой - а значит, не быть вообще - без наличия в её социуме всеобъемлющего, контролирующего ход хозяйственного и политического бытия гражданского общества совершенно определённого интеллектуально-духовного уровня,
В сборнике проводится мысль, что создание такого высокоразвитого и эффективного гражданского общества России возможно только в результате максимально полного привлечения масс населения к общественной деятельности самого широкого профиля, в которой и формируется позиция социальной ответственности людей, их осознанного и квалифицированного отношения к собственной жизни среди других, к своей реальной индивидуальной причастности общему делу коллективного созидания всей окружающей социальной действительности.
Возможно, заинтересует читателя и заключение авторов о целесообразности развития в процессе общественное жизни такой формы познания мира, как неакадемическая, не формальноструктурная (не государственно-официальная) Общественная мысль, когда-то столь привычная в среде русской общественности Серебряного века отечественной культуры. Такой вид общественного мышления не связан сугубо материалистическими, рационально-практическими канонами построения образа логической схемы, он легко оперирует метафизическими категориями и конструкциями отвлечённых систем представлений и проникает в те измерения исследуемого бытия, которые методологически недоступны бывают стереотипно-логическому умозрению позитивистски конкретной науки.
|
|
|