Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Зачарованные эпохой

Зачарованные эпохой 01.09.2019

Зачарованные эпохой

Не так давно в клубе "Алые паруса" Тушинского района Москвы проходила выставка произведений живописи и графики, приуроченная к своеобразному юбилею Объединения московских художников-романтиков, обосновавших своё направление треть века тому назад.
   Его появление в атмосфере насыщенной художественной жизни столицы последних десятилетий прошлого века осталось почти незамеченным искушёнными ценителями живописи, посетителями выставок и вернисажей многочисленных тогда творческих организаций и профессиональных союзов художников России. Однако мотивы романтического отображения мира природы и особого эмоционального предощущения необычайных психодуховных начал человеческой личности в работах участников Объединения не затерялись бесследно на фоне преобладающих настроений российского изобразительного искусства второй половины 1980-х — начала 1990-х годов.
   Созданию молодёжного коллектива художников в ту пору способствовала во многом активность общественного движения за сохранение культурного наследия Отечества, которое привлекало к себе и творческую молодёжь. Общение здесь с мастерами искусства старшего поколения обогащало художественное мышление юношества неожиданными открытиями увлекательных тем и романтических образов.        
   Наряду с известными представителями русской изобразительной школы, в культурной жизни страны заметны были тогда многие рядовые мастера живописи, привлекавшие внимание молодых романтиков своей оригинальною художественней тематикой. Такие опытные художники по аналогии со знаменитыми в истории искусства "малыми голландцами" вполне могли бы представляться молодёжи в качестве подобных же незаурядных "малых русских мастеров" эпохи.
   В рамках своей общественной деятельности "малые русские" живописцы и графики 1970-80х гг., опираясь в творчестве на устойчивые традиции классического искусства России, активно трудились над историческими сюжетами ,пытаясь передавать за образным строем воссоздаваемой предметной среды жизни предков предощущаемую психодуховную атмосферу становления самобытной культуры. По идейному замыслу многие работы такого ряда в чём-то виделись схожими с произведениями т.н. "романистов" — предтечей чисто "романтиков" — в истории европейского искусства 17-18го вв. Отсюда могли рождаться у молодёжи оценки подобной области художественного мироощущения как проявления "проторомантических" веяний на пути к современному романтическому искусству.
   Методу проторомантиков сродни стремление авторов за реализмом передаваемых форм мира природы и человека провидеть образы неких за ними скрывающихся значений. Эти художественные ассоциации впрочем обязаны вполне конкретной материальной действительности отображённых вещей. Иначе в концепции романтизма. Романтики не исследуют мир объективной реальности. Их эстетические идеалы находятся в плоскости личностных, глубоко субъективных переживаний, и обыденные предметы здесь не имеют доподлинной самостоятельной ценности, являясь лишь более или менее удачными символами для "выражения невыразимого".
   Романтики молодёжного объединения с любопытством присматривались к живописным работам предшественников, таящим глубинные смысловые подтексты. Мегалитические сооружения в долинах Абхазии — дольмены древней Колхиды /худ. А. Моторная/, былинные образы грозового неба Отечества и безмятежного Русского поля /худ. Н. Пильщиков/, стихия языческой жизни Древней Руси /худ. И. Кобзев/, реконструированные картины быта средневековой России /худ. Н. Гончаров/, поэтические видения прошлого в произведениях пр. знакомых мастеров старшего поколения "малых русских" /Г. Лукьянца, Ю. Шмелёва, Г. Клименко, Н. Мощевитиной, В. Беркута и др./ будили юношеское воображение, отсылая романтическую фантазию в неведомую даль времён метаистории человечества, в иные пространства и измерения творений земного Разума.
   Европейских романтиков искусства рубежа 18-19 вв., как известно, характеризовало особенное влечение к мифологическому формотворчеству. Миф, как древнейший вид художественного мышления, был призван воображать те неведомые стихии природного бытия, которые оказывались недоступны чисто рационалистическому обоснованию. Молодые художники объединения ОХР использовали мифологическую тематику для создания своих современных идейно-образных представлений о вероятных событиях цивилизации.
   Среди популярных сюжетов в работах романтиков прошлого и настоящего можно найти, например, фрагменты древнего повествования о земле мифического материка Атлантиды. И если в 18-м веке у "императора” немецкого романтизма Новалиса за этим скрывалась заоблачная страна художников и поэтов, то на картинах лидера ОХР А. Степакова вслед поверьям 20-го века Атлантида выглядит скорее жертвой техногенной катастрофы, к коей к тему же приложили руку и инопланетные пришельцы. В творчестве Степакова можно открыть полный набор тем, привлекательных романтическому мировоззрению: мир кристаллов, мир древней флоры, мир ушедших цивилизаций, мир первобытных людей, мир внеземных автоматических аппаратов и пр. При этом, в работах художника присутствует налёт традиционно романтического восприятия бытия, в хронотопе которого время словно бы "закольцовано” — не только прошлое переходит в будущее, но и будущее в своё прошлое. Атлантида при таком измерении /и у Платона, и у Степакова/ — скорее будущее, чем прошлое человечества.
   Художественным аллегориям другого представителя ОХР — Д. Ластовина — ближе мотивы известных социально-этических мифов. Художник ищет символические аналогии с духом своего времени в средневековых легендах о св. Граале, сравнивая подвижничество нынешних защитников Культуры с рыцарским служением св. Идее в прошлом.
   На полотнах и в графине ярких участников Объединения М. Бирюковой, М. Васильевой, В. Дрёмова, А. Перепелова, А. Бажоры, А. Дановского, Ю. Землянухина и др. за сюжетными линиями изысканных композиций очевидно стремление авторов к передаче художественным языком эмоционального состояния созидающего творца, завороженного мелькнувшей гармонией идеальных миров, порождённых блистательной волей восторженного воображения.
   В скульптурных образцах представителей ОХР А. Рожникова, А. Сусликова, Д. Зорина за внешней застывшею пластикой произведений угадывается та же направленность поиска эстетической формы, не препятствующей зрительскому восприятию наделять представляемый образ своим собственным смыслом.
   В художественной культуре Европы нет чёткого определения границ направления романтизма, представления о нём как законченном "стиле" /в отличие, скажем, от классицизма, барокко, натурализма и других методов эстетического моделирования/. И это подчёркивает своеобразие цели выражения романтического мысле-образа. Устойчивые художественные системы /стили/ локализуют зрительское восприятие в пределах своей нормативной семантики изобразительного языка. Романтическое отношение к эстетическому идеалу не подразумевает его завершённости в формальной структуре, склоняя воображение зрителя к проявлению независимого субъективного видения изложенных в произведении обозначений.
   В настоящее время /в ходе работ над "искусственным интеллектом"/ к методу романтического мировосприятия проявляют интерес исследователи функций головного мозга в рамках т.н. когнитивной психологии /одно из значений термина когнитом - "материя сознания"/. Учёных привлекает /заявленная в 19 веке/ способность романтического мироощущения "проникать" сквозь стереотипы формальных норм сознания /и бессознательного/ как бы в первичные разделы биолого-физиологической сферы восприятия природы организмом /у И. Павлова — область высшей нервной деятельности/, минуя "условные" и "безусловные" рефлексы его жизнедеятельности. И если европейские философы два века назад связывали "романтические интуиции" с трансцендентальным /духовным/ измерением существования разума /Кант, Гегель и др./, то ныне учёные такие способности в работе мозга соотносят со вполне экзистенциальной /природно-материальной/ его функцией.

                                               

А. Васильев.

                   

Заметка подготовлена для журнала «Техника – молодёжи»

***

  На встрече с лидерами Московского Объединения художников-романтиков. В центре - А.И. Бажора и А.И.Степаков. Фото середины 1990-х гг.   В центре - А.И. Бажора и А.И.Степаков. Фото середины 1990-х гг.
  Лидер Московского Объединения художников-романтиков Д.С. Ластовин. Фото конца 1980-х гг.
  Лидер Московского Объединения художников-романтиков Д.С. Ластовин. Фото конца 1980-х гг.
  Лидеры Московского Объединения художников-романтиков. Фото конца 1980-х гг. Слева направо: А.А. Рожников, А.А. Васильев, В.В. Кондратёнок, В. Попов, А.В. Сусликов
  Фото конца 1980-х гг. Слева направо: А.А. Рожников, А.А. Васильев, В.В. Кондратёнок, В. Попов, А.В. Сусликов


Количество показов: 4736
Автор:  А. Васильев

Возврат к списку


Материалы по теме:

Наши публикации
Мы начинаем
серию публикаций,
посвященных Серебряному веку
русской культуры.
Статьи представляют
результат обобщения
многолетнего опыта деятельности
участников проекта
Бронзовый век 
в рамках ВООПИиК 
и других
общественных объединений.