01.09.2009
Влекущая изысканность Серебряного века
Экспозиция выставлявшихся в конце лета 2009 г. в залах московской галереи "Богородское" художественных произведений была приурочена к столетнему юбилею Серебряного века отечественной культуры. Авторы представленных работ надеялись донести до современного зрителя ощущения, навеянные представлениями этико-эстетической атмосферы расцвета искусства России начала 20-го века.
В искусствоведении жёстко не определены конкретные границы т.н. Серебряного века отечественной культуры, поэтому его временем принято условно считать два первых десятилетия прошлого столетия. Данный период российской истории изобиловал, как известно, важными достижениями во многих областях жизни общества : в экономике и науке, культуре и искусстве, социально-политической и религиозно-нравственное мысли, философских и мировоззренческих убеждениях и пр. Всё это объективно не могло не придавать значительной энергии развитию идейно-образных основ искусства, в целом уникальной по характеру отражения внутреннего мира человека эстетики Серебряного века.
Культуру и общественную жизнь той поры отличали настроения религиозно-философских исканий пути дальнейшего развития России и места сознательной личности в судьбе страны и народа. В этом направлении общественной мысли свою роль сыграла и оригинальная в рамках евразийской традиции т.н. Русская религиозная философия, фактически ставшая идейно-мировоззренческим основанием главных течений в искусстве Серебряного века. (Достаточно было бы вспомнить таких здесь её представляющих философов мирового значения, как Вл.Соловьёв, Бердяев, Богданов, Булгаков и Ильин, Карсавин и Лапшин, Лопатин и Лосский, Розанов и Флоренский, Трубецкие, Франк, Леонтьев, Шпет, Флоровский, Шестов, Лосев и др., чтобы обрисовалась картина поистине грандиозного морально-этического, религиозно-космологического и нравственно-гносеологического фундамента отечественной культуры начала прошлого века.) Вместе с тем, многие в то время профессиональные художники слова и кисти, музыки и театра и пр. являли примеры солидного теоретического подхода к обоснованию, казалось бы, только лишь интуитивно-чувственного процесса художественного творчества. (Здесь можно было бы назвать поэтов А.Белого и В.Хлебникова, композитора А.Скрябина, художника Н.Рериха и др.)
Несмотря на наблюдавшиеся различия в пунктах социальной ориентации и области формальных средств достижения художественной цели, незыблемым общим для эстетики ведущих направлений искусства Серебряного века было абсолютизирование образа духовно совершенного человека, идеализирование внутреннего мира его души, его субъективно-психологического восприятия своего объективного (божественного) назначения на земле. Человеческий индивид в таком этико-эстетическом представлении, как правило, выглядел главною ценностью социального бытия, виделся целью , а не средством в ходе развития производительных сил цивилизаций, а его эволюционно-психологическое состояние — душевные переживания и духовные устремления — обретало характер независимой, автономной сферы частной жизни, столь же влекущей к себе неподдельный интерес исследователя-художника, сколь и остававшейся неподсудной для любой посторонней насильственной воли господствующих в обществе социальных устоев и норм.
Идейный антропоцентризм и гуманизм культуры и искусства Серебряного века выражались как в эмоционально-мыслительной форме осознания макромира вселенского бытия, так и образе умозрительных видений микромира существования человеческой личности. В первом случае искусство могло опираться на грандиозные откровения отечественного т.н. космизма (Фёдоров, Вернадский, Циолковский и пр.), во втором — на научные теории русской (и зарубежной) психологии и физиологии, медицины и социологии (напр., труды Сеченова, Павлова, Бехтерева, Ухтомского и мн. др.).
Значительные художественные течения в искусстве Серебряного века носили по преимуществу универсальный характер; порой их концептуальные программы охватывали одновременно и литературные, и изобразительные, и музыкальные, и сценические, и пр. т.п. дисциплины. Так, скажем, в направление т.н. художественного символизма легко укладывались и музыкальные произведения Скрябина, и литературное творчество поэтов и писателей Блока, Белого, Мережковского, Брюсова, Бальмонта, Анненского и мн. др., а также в равной степени — творения живописцев Врубеля и Чюрлёниса, Рериха и Нестерова, и пр.
В европейской культуре рубежа 20-го столетия господствующие позиции уверенно перенимали всевозможные течения художественного неоромантизма (в частности, широкую популярность обрёл архитектурно-дизайнерский стиль модерн, в России вскоре преобразовавшийся в т.н. неорусский стиль). Неудивительно, что дух романтических настроений оказался присущ в это время большинству направлений в сфере эстетических представлений и художественного производства России.
Искусство Серебряного века отечественной культуры в своём историческом проявлении оказалось настолько плодоносным для следующего периода интеллектуально-духовной жизни общества, что и в Советское время фактически послужило (хотя и негласно) надёжной формально-профессиональною базой в объёме средств массовой государственной идеологии.
Идейно-образные и производственно-стилевые художественные достижения Серебряного века тем более могли бы сегодня как образцы занять достойное место в процессе развития современной отечественной культуры, что и иные интеллектуально-духовные веяния эпохи начала 21-го века в чём-то оказываются на удивленье созвучными этико-эстетическим настроениям как раз жизни российского общества столетней давности. И нынешним заинтересованным деятелям искусств, в этой связи, может видеться полезным не только юбилейное обращение к памяти столь выдающейся эпохи культуры в истории России, но и дело вполне практического использования доступных средств из её (эстетики Серебряного века) идейно-художественного арсенала для созидания необходимой теперь культуры российского общества начала 21-го столетия.
Количество показов: 12786
Автор:
А.А.Васильев