Воспоминания Ю.А.Романовой

У человека, мало знакомого с деятельностью ВООПИиК иног­да складывается впечатление, что здесь имеют дело исключительно  с предметами культуры, т.е. - какой-то чисто вещественной стороной исторического процесса, выраженной в конкретных мате­риальных памятниках. Но материальный памятник не то что невоз­можно сохранить, а в сущности бессмысленно охранять, если вок­руг него отсутствует соответствующая духовная атмосфера.  Ведь дело даже не только в функциональном использовании предмета ста­рины - будь то архитектурное сооружение или мебель, утварь, оде­жда и прочее. Вопрос перед нами всегда стоял о соответствии формы содержанию, о связи памятника с памятью, о наличии за ма­териальным предметом культуры иной т.н. “нематериальной” субс­танции — определенной формы общественного сознания. Только эта взаимосвязь делает памятник вполне современной и необходимой вещью в процессе развития нашего общества, еще раз; мы всегда и везде выступали за современное “звучание” всех форм историчес­кого наследия. Не за "реликтовое" сохранение памятников - в ка­честве некой экзотики прошлого,  а за действительное их существо­вание как огромного воспитательного фактора в развитии нынешней культуры. Памятник не только должен нести духовную нагрузку как когда-то в пору создания, памятник ныне должен нести гораздо  большую эстетическую и этическую  нагрузки - помноженную на ту историческую дистанцию, которую мы имеем от его основания. Но сам по себе предмет старины не создаст психологической атмосферы, на фоне которой он предстает символом эпохи. Так вот,- сохранность и воссоздание этой необходимой общественной атмосферы вокруг па­мятника, делающей eго духовным символом того или иного истори­ческого этапа - тоже неотъемлемая задача подразделений ВООПИиК. В этой области нашей деятельности возможностей для интересной работы пожалуй нисколько не меньше, чем в сфере чистой статис­тики и учета. Тем более, что здесь мы вступаем в сотрудничество со множеством государственных и общественных организаций, направ­ляющих свои усилия на совершенствование идеологических, просве­тительских и воспитательных, средств и методов строительстве  современной  культуры.

В 1970-х годах, отмеченных подъемом   общего интереса советских людей к истории  своей страны,  Москворецкое  отделение участвовало во многих мероприятиях, посвященных пропаганде знаменательных исторических событий. Среди них особо запомни­лись юбилейные торжества в честь 600-летия Куликовской битвы. Подготовка к ним началась задолго еще до юбилейного года. Пер­вой прикидкой сил здесь явились даже не мероприятия, связанные с самой Куликовской битвой, а освещение событий, предшествую­щих ей.  В частности - известного сражения на реке Boжe за два года до этого. Были поездки наших активистов на место военных действий, изучение сохранившихся памятников в их честь - надо сказать, находившихся в совершенно безобразном состоянии,- про­изводство цветных диапозитивов и создание серии лекций с их по­казом, которые с успехом читал, например, член городской обще­ственной инспекции Б.Наумов, производство фотостендов, отобра­жающих эту страницу истории и т. д.. Накопив некоторый опыт по­добного рода, активисты общества охраны памятников в предъюби­лейный год организовали инициативный комитет по  проведению 600~летия Куликовской битвы, в программе которого намечены бы­ли самые разнообразные мероприятия. Первое заседание этого ко­митета состоялось в Москворецком отделении  ВООПИиК 13 сентября 1979 года. В дальнейшем, расширив свои связи, он обосновался при Московском городском клубе  туристов, совместно с которым и продолжал работу. Члены совета Москворецкого отделения принимал  в ней самое непосредственное участие, что дало возможность накопить материалы для  соответствующих  мероприятий и внутри районного отделения. В канун юбилея, в начале сентября 1980 года, члены пашей секции пропаганды совместно с клубом туристов про­вели поход по маршруту движения войск Дмитрия Донского, закончившийся на Куликовом поле в день празднования б00-летия битвы. Секция пропаганды подготовила  кроме того цикл лекций по истории русского средневековья, которые читались на протяжении всего юбилейного года, а также участвовала в организации торжествен­ных вечеров, посвященных юбилею, в Политехнической музее Мос­квы и других местах города. Обо всем этом в свое время печаталось  впрочем   в столичной прессе,  и москвичи это еще прекрасно помнят.

Центральным же событием деятельности актива Москворецкого отделения по пропаганде исторического юбилея внутри своего рай­она стала выставка целого коллектива скульпторов, живописцев и графиков Москвы и Подмосковья под общим названием  "Художники России к 600-летию Куликовской битвы", которая открылась в на­шем выставочном зале 26 ноября 1980 года. Скажу сразу, некото­рые официальные лица, например из сферы массовой информации, с нескрываемым пренебрежением относятся иногда к подобным "район­ного масштаба" мероприятиям. Мол,- да что там какое-то отделение ВООПИиК!. Нам подавай в "мировом масштабе”.. Однако, наиболее дальновидные работники тех же средств информации отнюдь не гну­шаются осветить лишний раз и такую  форму существования совет­ской культуры. Почему? Да потому, что истинно передовые идеи и социальные отношения зарождаются как правило не на лобном месте "мирового масштаба", а подспудно, в неприметных иногда обстоятельствах культурных процессов "местного" значения. История наро­да создается не на академической сцене политических спектаклей, а в каждодневных, неприметных скромных буднях экономического и культурного созидания. И нужно иметь еще талант рассмотреть в тех или иных "районного" масштаба событиях предзнаменование ка­ких-то значительных социальных и духовных последствий. Мне при­ходилось встречать и журналистов, и деятелей советского аппарата, которые видят очень глубоко, которые и саму общественную деятель­ность рассматривают именно как неповторимую среду зарождения прогрессивных социальных идей, передовых этических и эстетичес­ких воззрении, да и самих подлинно гражданских  отношений. А как же иначе! Где еще, нежели не в среде естественно слагаю­щихся человеческих отношений могут возникнуть настоящие  демократические  принципы!  Да я со всей ответственностью могу зая­вить, что активисты-общественники любых  добровольных организаций, не только ВООПИиК» в конечном счете и трудятся-то бес­корыстно, с напряжением всех сил ради создания в нашей стране именно этап истинно человеческих  гуманистических отношении, а не ради удовлетворения каких-то привязанностей, какого-то "хобби", как  думают некоторые. Другое дело, что все общественники - люди скромные, как  всякий российский труженик, и никто вам не скажет здесь громких фраз, но тем более надо понимать действи­тельное значение их духовного труда. На первый взгляд незамет­ного и рядового, но совершенно необходимого для нашей  действительности в своем окончательном результате.

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16 17 18 19 Вперед

© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс