|
|
Главная / Бронзовый век [2005-2007]
|
Воспоминания Ю.А.Романовой |
|
Я не рискую давать глубокие характеристики всем лекторам, которых пришлось слушать в нашем отделении, которых мы приглашали на предприятия и в учреждения Москворецкого района, где имеются, первичные организации ВООПИиК,- гораздо проще говорить о людях, постоянно работающих рядом, о членах нашего районного отделения, Но и тут, как везде в общественное деятельности, такое же разнообразие творческих стилей и методов, вот, скажем, председатель первичной организации ВООПИиК в Московском технологическом институте легкой промышленности профессор Михаил Дмитриевич Артамонов. Много лет прилагает он титанические усилия по исследованию памятников московских некрополей, являясь в этой области едва ли не пионером. Вместе со своими студентами он розыскам и восстановил многие казалось утерянные надгробия выдающихся деятелей отечественной истории» Но не только восстановил, а организовал еще и постоянное наблюдение за их состоянием и создал цикл лекций, посвященных великим людям, покоящимся в московской земле. Экскурсии М.Д. Артамонова по некрополям столицы теперь уже безусловно неотъемлемая часть краеведческой работы, своего рода классики общественной деятельности ВООПИиК, Читая же лекции с цветными диапозитивами на эту тему, он еще более расширяет аудиторию заинтересованных зрителей, внося значительный вклад в дело пропаганды русской истории и культуры и приобретая все новых активных сторонников охраны памятников. Однако, при всей новизне тематики М.Д. Артамонов остается строгим последователем испытанных и привычных методов лекторского искусства. Иное дело - постановка лекций председателя секции пропаганды А.А.Васильева. Он столь же склонен к поиску все новых тем в области популяризации отечественной истории, но новизну темы пытается сочетать в то же время и с новизной формы ее изложения. Порой это кажется на первый взгляд необычным.
Туг нет ничего удивительного,- замечает по этому поводу Анатолий Алексеевич. - Часто интересующая нас тема формируется буквально по ходу лекции, можно сказать на глазах аудитории. Не все это понимают. Мы в большинстве случаев обращаемся с претензиями к лекторам, и никогда - к слушателям. А ведь современные лекции требуют и известной культуры восприятия. Читающий лекцию вправе надеяться на взаимный отклик аудитории, на современное что ли, коллективное мышление. Иначе перед нами - самое примитивное потребительство. А стоит ли в таком случае развлекать скучающего обывателя? Как я представляю, цель лекции - воспитание, а не дальнейшее развращение, потакание невежественным вкусам безграмотного в вопросах культуры потребителя. Русский человек вполне достоин, чтоб с ним разговаривали на равных, не менторски, назидательно, а участливо и доверительно - возможно в форме собеседования. Я бы назвал это все же коллективный мышлением. Допускаю, что это очень трудная форма общения лектора со слушателями, но она несравненно результативнее всех остальных.
Мне трудно здесь что-либо возразить, но ощущение такое» что методологические новшества мало пока способствуют быстрой популярности лектора. Быть может со временем появится хорошо подготовленная, размышляющая аудитория слушателей, однако на данном этапе перед нами часто саман разнообразная масса трудящихся района, среди которой огромный процент составляет к тому же приезжая молодежь, имеющая слишком малый объем элементарных знаний в области культуры и просто не способная к сложным формам теоретического мышления. Увы - это факт. Можно было бы закрыть глаза и притворяться, что все благополучно, что у нас в массе высокий культурный уровень. Но кого обманываем? Горько, а приходится сознавать, что проблем у нас тут еще очень много... Все это так,- отвечает обычно на мои сомнения А.А.Васильев. Чисто просветительские лекции. долго еще будут составлять подавляющую часть нашей пропагандистской работы. И все же будущее закладывается сегодня. А значит сегодня уже надо работать так, как будто это завтрашняя высококультурная и требовательная аудитория перед нами. Я представляю себе этих людей, с ними я пыталась разговаривать на лекциях, и мне кажется, что они начинают здесь появляться. Во всяком случае я убежден, что теперь в рамках лекционной деятельности ВООПИиК мы вполне уже можем поднимать темы, доступные вчера лишь специалистам. И нас безусловно поймет хотя бы часть слушающей аудитории... Остается приветствовать неколебимую уверенность таких общественников, как А.А.Васильев, благо у них эхо не только пустые слова. Анатолий Алексеевич не раз брался за сложные и новые для нас темы лекций, связанные, например, со знаменательными датами советского государства, юбилеями русской истории. В данном случае трудность заключается в том, что подобные лекции необходимо готовить очень оперативно, в тo же время на достаточно профессиональном уровне. Что тут может выручить? Пожалуй, только способность видеть нечто самое главное в цепи событий – сущность происходящего.
В 1979 - 80 гг., в период подготовки празднования 600-летия Куликовской битвы, секция пропаганда Москворецкого отделения ВООПИиК подготовила цикл лекций по истории русского средневековья. А.А.Васильев в этом ряду читал лекцию о политической деятельности Александра Невского, благо в тот же год обмечалось и 76-леатие со дня рождения великого полководца. Казалось, что можно было тут предложить слушателям при достаточно скудном биографическом материале, имеющимся сегодня, вдоль и поперек изученном к тому же знатоками историй? Сделать просто формальное сообщение для "галочки"? Анатолий Алексеевич однажды изложил свое кредо по этому поводу: любая тема должна использоваться как удобным случай для развития идей в области советской культуры, поэтому необходимо творчески подходишь к любому историческому материалу, уметь увидеть в нем те социальные связи и общественные законы, которых раньше не видел никто. На лекцию Васильева об Александре Невском пришли люди, проштудировавшие богатую литературу по этому вопросу. Всем было интересно - что же тут еще может сказать лектор, А лектор начал анализировать тo, что на его взгляд составляет сущность исторической фигуры Невского - традицию русских государственных деятелей в области создания единого централизованного государства. И слушатель вдруг обнаружил не единичную изолированную личность героя отечественной истории, а всю неразрывную цепь созидателей великой державы, давшей наконец миру нашу сегодняшнюю Родину, и Александра Невского как неотъемлемое звено в этой великой исторической цепи. Честное слово, значение образа князя Александра Ярославича при таком изложении материала не только не принизилось, а наоборот неизмеримо выросло в контексте развития нашего многонационального государства. Примерно в таком же стиле было подготовлено сообщение и о жизни Александра Васильевича Суворова в год его 250-летия, которое часто делалось совместно Васильевым и кандидатом исторических наук Е. Киселевым, активно сотрудничавшим о нашей секцией пропаганды. Еще один пример - серия лекций о Крымской войне в связи с 125-летием героической обороны Севастополя. Анатолий Алексеевич изучил по этой теме множество исторического материала, в том числе такие фундаментальные труды как исследования академика Тарле, публицистические репортажи Ф.Энгельса и др., но не стал буквально пересказывать изученную информацию, а опять же взяв Крымскую войну как кульминационный момент исторического развития России, воссоздал всю цепь социальных превращений крепостнической империи в капиталистическую, проследил зарождение и развитие революционных идей и движений, непрерывно нараставших. видоизменявшихся и вылившихся в конечном итоге в Великую Октябрьскую революцию.
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 19 Вперед
|
|
|