На главную страницу Бронзовый век
Поиск Контакты Карта сайта
 Главная 
 Бронзовый век 
 О проекте 

Бронзовый век
А.А.Васильев "Художник Константин Васильев"
А.А.Васильев "Эстетические воззрения московских художников-романтиков"
Воспоминания Ю.А.Романовой
Книги и семинары А.И.Белова
Наши книги


Главная / Бронзовый век [2005-2007]

Воспоминания Ю.А.Романовой

Версия для печати Версия для печати

Как я уже говорила, А.С. Кузовкин занимался в часы досуга художественным творчеством и свои произведения отображающие ис­торические памятники нашей страны, также старался использовать, наряду с фотостендами, в пропаганде культурного наследия совет­ского народа. В этом ему по мере сил помогал В.М.Львов,- непло­хой рисовальщик, использовавший выполненную в технике рисунка и акварели серию миниатюр для художественной выставки в помещении Москворецкого от­деления ВООПИиК. Однако, совершенно иной, более качественный уро­вень приобрела пропаганда памятников истории и культуры средст­вам изобразительного искусства с включением в это дело профес­сиональных художников. Первой пробой сил можно назвать здесь персональную выставку члена совета нашего отделения Н.Ф. Гонча­рова, открывшуюся в помещении Москворецкого отделения 21 октября 1976 года. Эта экспозиция, надо признать, явилась откровением в первую очередь для нас самих. Сколько мы не занимались изу­чением отечественных памятников зодчества, нашей фантазии не хватало зримо себе представить то, что навсегда утрачено или ныне  выглядит не так, как когда-то в прошлом. Художник своими полотнами и графическими листами весьма впечатляюще компенсиро­вал нам этот недостаток. И самое удивительное, что перед нами были здесь не некие плоды чистого воображения, а строго науч­ные реконструкции первоначального вида архитектурных памятников и даже целых градостроительных ансамблей Москвы, И все это на высокопрофессиональном уровне современной живописи. Успех превзошел все ожидания! Нашей выставкой заинтересова­лись не только специалисты, но и широкие массы столичной об­щественности, и самое главное - средства массовой информации.  Быть может впервые о древней Москве так широко заговорила цен­тральная пресса, расценив указанную художественную экспозицию как событие в культурной жизни столицы. Московское радио и те­левидение посвятили ей свои передачи. Некоторые картины, при­сутствовавшие в экспозиции, стали собственностью музеев и из­вестных коллекционеров-историков, работающих в данной области знаний. Вспоминается очень характерный для атмосферы той выставки пример. Как-то вечером, по заранее обусловленной догово­ренности, в Москворецкое отделение приехал один из министров СССР, Человек достаточно занятый, министр  тем не менее выкроил час времени, чтобы вернуться, как он говорил, в пору своей юнос­ти, И пока черная министерская "Чайка", не привлекая лишнего вни­мания, терпеливо дожидалась под старым тополями на набережной, немолодой уже человек задумчиво ходил вдоль выставленных поло­тен ж рассказывал людям, которых он видел в первый раз, но к которым безусловно расположился доверием,- рассказывал акти­вистам ВООПИиК как он впервые деревенским парнем приехал в Москву  20-х годов, и вот здесь, на Сухаревcком рынке - министр по­казывал на одно из полотен - с ним произошел такой-то случай, а вот это место в Москве он также хорошо помнит, хотя сегод­ня от него уж и следа не осталось… Министр расписался в книге отзывов и уехал, а мы еще долго сидели и думали - какова же сила Истории, сила Памяти! Даже то, чего уж я нет способно порой вдохновить, способно духовно очистить, вызвать новые силы и оп­тимизм в нелегкой обыденности наших текущих дел.

Потом были другие вернисажи - у этой экспозиции сложилась в общем-то счастливая судьба»- в других аудиториях и залах Моск­вы, но эффект там был уже несколько иным. Зритель начал привы­кать! И как ни парадоксально, нас это очень радовало. Образы далекого прошлого становились неотъемлемой частью общественного сознания, наш соотечественник постепенно научился мыслить эсте­тическими категориями, извечными в русской действительности, свойственными именно нашему неповторимому историческому развитию. Зритель как бы  обрел наконец эталон, точку  отчета,  с кото­рой можно начать измерение объективной значимости и нынешних форм художественного творчества. Пускай подобная точка далека во времен ни я эстетическая программа прошлого не всегда до конца понятна,  но главное - что она теперь сеть,  и она истинна, так как прове­рена наличной тысячелетием успешно слагающейся культуры! Это ты­сячелетие смело все случайное, донеся до нас некую квинтэссенцию художественного мышления народа,- же не только  в его природной мудрости, поэтическом слове или национальное традиции, но и  в образе материальной культуры. Особенно же в области первого из всех видов искусства - архитектуры. Сегодня никого уже не уди­вишь шедевром национального зодчества ~ все согласны, что эта ценность не подлежат сомнению, - но многие ли помнят, что такое положение было далеко не всегда. И дело вовсе не сплошь в безот­ветственности отдельной руководящей личности, а куда в большей степени  в инертности и равнодушии массового сознания, которое необходимо еще ведь и пробудить! К сожалению, значение этой каж­додневной, упорной, трудоемкой, но совершенно необходимой рабо­ты многие из нас недооценивают, скатываясь порой до пустых, ни­чего никому не приносящие кроме досады обвинений в злом умысле отдельных лиц. Эстетическое воспитание трудящихся масс также не­обходимо, как воспитание их политической сознательности,  и оно так же основной залог в деле развития современной высокодуховной  культуры, современных общественных отношений.

Назад 1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Вперед





Работает на «Битрикс: Управление сайтом»
Работает на «Битрикс: Управление сайтом»
© А.А.Васильев