Воспоминания Ю.А.Романовой

Я не рискую давать глубокие характеристики всем лекторам, которых пришлось слушать в нашем отделении, которых мы приглаша­ли на предприятия и в учреждения Москворецкого района, где име­ются, первичные организации ВООПИиК,- гораздо проще говорить о людях, постоянно работающих рядом, о членах нашего районного от­деления, Но и тут, как везде в общественное деятельности, такое же разнообразие творческих стилей и методов, вот, скажем, пред­седатель первичной организации ВООПИиК в Московском технологи­ческом институте легкой промышленности профессор Михаил Дмит­риевич Артамонов. Много лет прилагает он титанические усилия по исследованию памятников московских некрополей, являясь в этой области едва ли не пионером. Вместе со своими студентами он розыскам и восстановил многие казалось утерянные надгробия выдающихся деятелей отечественной истории» Но не только вос­становил, а организовал еще и постоянное наблюдение за их состоянием и создал цикл  лекций, посвященных великим людям, покоящимся в московской земле. Экскурсии М.Д. Артамонова по некро­полям столицы теперь уже безусловно неотъемлемая часть краевед­ческой работы, своего рода классики общественной деятельности ВООПИиК, Читая же лекции с цветными диапозитивами на эту тему, он еще более расширяет аудиторию заинтересованных зрителей, внося значительный вклад в дело пропаганды русской истории и культуры и приобретая все новых активных сторонников охраны памятников. Однако, при всей новизне тематики М.Д. Артамонов остается строгим последователем испытанных и привычных методов лекторского искусства. Иное дело - постановка лекций предсе­дателя секции пропаганды А.А.Васильева. Он столь же склонен к поиску все новых тем в области популяризации отечественной ис­тории, но новизну темы пытается сочетать в то же время и с но­визной формы ее изложения. Порой это кажется на первый взгляд необычным.

Туг нет ничего удивительного,- замечает по этому поводу Анатолий Алексеевич. - Часто интересующая нас тема формирует­ся буквально по ходу лекции, можно сказать на глазах аудитории. Не все это понимают. Мы в большинстве случаев обращаемся с претензиями к лекторам, и никогда - к слушателям. А ведь совре­менные лекции требуют и известной культуры восприятия. Читающий лекцию вправе надеяться на взаимный отклик аудитории, на совре­менное что ли, коллективное мышление. Иначе перед нами - самое примитивное потребительство. А стоит ли в таком случае развле­кать скучающего обывателя? Как я представляю, цель лекции - воспитание, а не дальнейшее развращение, потакание невежественным вкусам безграмотного в вопросах культуры потребителя. Русский  человек вполне достоин, чтоб с ним разговаривали на равных, не менторски, назидательно, а участливо и доверительно - воз­можно в форме собеседования. Я бы назвал это все же коллектив­ный мышлением. Допускаю, что это очень трудная форма  общения лек­тора со слушателями, но она несравненно результативнее всех остальных.

Мне трудно здесь что-либо возразить, но ощущение такое» что методологические новшества  мало пока способствуют быст­рой популярности лектора. Быть может со временем появится хо­рошо подготовленная, размышляющая аудитория  слушателей, одна­ко на данном этапе перед нами часто саман разнообразная масса трудящихся района, среди которой огромный  процент составляет к тому же приезжая молодежь, имеющая слишком малый объем элементарных знаний в области культуры и просто не способная к сложным  формам теоретического мышления. Увы - это факт. Можно было бы закрыть глаза и притворяться, что все благополучно, что  у нас в массе высокий культурный уровень. Но кого обманываем? Горько, а приходится сознавать, что проблем у нас тут еще   очень много... Все это так,- отвечает обычно на мои сомнения А.А.Васильев. Чисто просветительские лекции. долго еще будут составлять подав­ляющую часть нашей пропагандистской работы. И все же будущее закладывается сегодня. А значит сегодня уже надо работать  так, как будто это завтрашняя высококультурная и требовательная ауди­тория перед нами. Я представляю себе этих людей, с ними я пыталась  разговаривать на лекциях, и мне кажется, что они начинают здесь появляться. Во всяком случае я убежден, что теперь в рам­ках лекционной деятельности ВООПИиК мы вполне уже можем поднимать темы, доступные вчера лишь специалистам. И  нас безусловно поймет хотя  бы часть слушающей аудитории... Остается приветствовать неколебимую уверенность таких общественников, как А.А.Ва­сильев, благо у них эхо не только пустые слова. Анатолий Алексе­евич не раз брался за сложные и новые для нас темы  лекций, свя­занные, например, со знаменательными датами советского государст­ва, юбилеями русской истории. В данном случае трудность  заключается в том, что подобные лекции необходимо готовить очень опера­тивно, в тo же время на достаточно  профессиональном уровне. Что тут  может выручить? Пожалуй, только способность видеть нечто самое главное в цепи событий – сущность  происходящего.

В 1979 - 80 гг., в период подготовки празднования 600-летия Куликовской битвы, секция пропаганда Москворецкого отделения ВООПИиК  подготовила цикл лекций по истории русского средневековья. А.А.Васильев в этом ряду читал лекцию о политической деятельности Александра Невского, благо в тот  же год обмечалось и 76-леатие со дня рождения великого полководца. Казалось, что можно было тут предложить слушателям при достаточно скудном биографическом материале,  имеющимся сегодня, вдоль и поперек изученном к тому же знатоками историй? Сделать просто формальное сообщение для "га­лочки"? Анатолий Алексеевич однажды изложил свое кредо по этому поводу: любая тема должна использоваться как удобным случай для развития идей в области советской культуры, поэтому необходимо творчески подходишь к любому историческому материалу, уметь увидеть в нем те социальные связи и общественные  законы, которых раньше не видел никто. На лекцию Васильева об Александре Нев­ском пришли люди, проштудировавшие богатую литературу по это­му вопросу. Всем было интересно - что же тут еще может ска­зать лектор, А лектор начал анализировать тo, что на его взгляд составляет сущность исторической фигуры Невского - традицию  русских государственных деятелей в области создания единого централизованного государства. И слушатель вдруг обнаружил не единичную изолированную личность героя отечественной  исто­рии, а всю неразрывную цепь созидателей великой державы, дав­шей наконец миру нашу сегодняшнюю Родину, и Александра Невского как неотъемлемое звено в этой великой исторической цепи. Честное слово, значение образа князя Александра Ярославича при таком  изложении материала не только не принизилось, а наоборот неизмеримо выросло в контексте развития нашего много­национального государства. Примерно в таком же стиле было подготовлено сообщение и о жизни Александра Васильевича Суворова  в год его 250-летия, которое часто делалось совместно Васильевым и кандидатом исторических наук Е. Киселевым, активно сот­рудничавшим о нашей секцией пропаганды. Еще один пример - се­рия лекций о Крымской войне в связи с 125-летием героической обороны Севастополя. Анатолий Алексеевич изучил по этой теме множество исторического материала, в том числе такие фундаментальные труды как исследования академика Тарле, публицистические репортажи Ф.Энгельса и др., но не стал буквально перес­казывать изученную информацию, а опять же взяв Крымскую войну  как кульминационный момент исторического развития России, воссоздал всю цепь социальных превращений крепостнической им­перии в капиталистическую, проследил зарождение и развитие ре­волюционных идей и движений, непрерывно нараставших. видоизме­нявшихся и вылившихся  в  конечном итоге в Великую Октябрьскую революцию.

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 19 Вперед



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс