Как я уже говорила, А.С. Кузовкин занимался в часы досуга художественным творчеством и свои произведения отображающие исторические памятники нашей страны, также старался использовать, наряду с фотостендами, в пропаганде культурного наследия советского народа. В этом ему по мере сил помогал В.М.Львов,- неплохой рисовальщик, использовавший выполненную в технике рисунка и акварели серию миниатюр для художественной выставки в помещении Москворецкого отделения ВООПИиК. Однако, совершенно иной, более качественный уровень приобрела пропаганда памятников истории и культуры средствам изобразительного искусства с включением в это дело профессиональных художников. Первой пробой сил можно назвать здесь персональную выставку члена совета нашего отделения Н.Ф. Гончарова, открывшуюся в помещении Москворецкого отделения 21 октября 1976 года. Эта экспозиция, надо признать, явилась откровением в первую очередь для нас самих. Сколько 6ы мы не занимались изучением отечественных памятников зодчества, нашей фантазии не хватало зримо себе представить то, что навсегда утрачено или ныне выглядит не так, как когда-то в прошлом. Художник своими полотнами и графическими листами весьма впечатляюще компенсировал нам этот недостаток. И самое удивительное, что перед нами были здесь не некие плоды чистого воображения, а строго научные реконструкции первоначального вида архитектурных памятников и даже целых градостроительных ансамблей Москвы, И все это на высокопрофессиональном уровне современной живописи. Успех превзошел все ожидания! Нашей выставкой заинтересовались не только специалисты, но и широкие массы столичной общественности, и самое главное - средства массовой информации. Быть может впервые о древней Москве так широко заговорила центральная пресса, расценив указанную художественную экспозицию как событие в культурной жизни столицы. Московское радио и телевидение посвятили ей свои передачи. Некоторые картины, присутствовавшие в экспозиции, стали собственностью музеев и известных коллекционеров-историков, работающих в данной области знаний. Вспоминается очень характерный для атмосферы той выставки пример. Как-то вечером, по заранее обусловленной договоренности, в Москворецкое отделение приехал один из министров СССР, Человек достаточно занятый, министр тем не менее выкроил час времени, чтобы вернуться, как он говорил, в пору своей юности, И пока черная министерская "Чайка", не привлекая лишнего внимания, терпеливо дожидалась под старым тополями на набережной, немолодой уже человек задумчиво ходил вдоль выставленных полотен ж рассказывал людям, которых он видел в первый раз, но к которым безусловно расположился доверием,- рассказывал активистам ВООПИиК как он впервые деревенским парнем приехал в Москву 20-х годов, и вот здесь, на Сухаревcком рынке - министр показывал на одно из полотен - с ним произошел такой-то случай, а вот это место в Москве он также хорошо помнит, хотя сегодня от него уж и следа не осталось… Министр расписался в книге отзывов и уехал, а мы еще долго сидели и думали - какова же сила Истории, сила Памяти! Даже то, чего уж я нет способно порой вдохновить, способно духовно очистить, вызвать новые силы и оптимизм в нелегкой обыденности наших текущих дел.
Потом были другие вернисажи - у этой экспозиции сложилась в общем-то счастливая судьба»- в других аудиториях и залах Москвы, но эффект там был уже несколько иным. Зритель начал привыкать! И как ни парадоксально, нас это очень радовало. Образы далекого прошлого становились неотъемлемой частью общественного сознания, наш соотечественник постепенно научился мыслить эстетическими категориями, извечными в русской действительности, свойственными именно нашему неповторимому историческому развитию. Зритель как бы обрел наконец эталон, точку отчета, с которой можно начать измерение объективной значимости и нынешних форм художественного творчества. Пускай подобная точка далека во времен ни я эстетическая программа прошлого не всегда до конца понятна, но главное - что она теперь сеть, и она истинна, так как проверена наличной тысячелетием успешно слагающейся культуры! Это тысячелетие смело все случайное, донеся до нас некую квинтэссенцию художественного мышления народа,- же не только в его природной мудрости, поэтическом слове или национальное традиции, но и в образе материальной культуры. Особенно же в области первого из всех видов искусства - архитектуры. Сегодня никого уже не удивишь шедевром национального зодчества ~ все согласны, что эта ценность не подлежат сомнению, - но многие ли помнят, что такое положение было далеко не всегда. И дело вовсе не сплошь в безответственности отдельной руководящей личности, а куда в большей степени в инертности и равнодушии массового сознания, которое необходимо еще ведь и пробудить! К сожалению, значение этой каждодневной, упорной, трудоемкой, но совершенно необходимой работы многие из нас недооценивают, скатываясь порой до пустых, ничего никому не приносящие кроме досады обвинений в злом умысле отдельных лиц. Эстетическое воспитание трудящихся масс также необходимо, как воспитание их политической сознательности, и оно так же основной залог в деле развития современной высокодуховной культуры, современных общественных отношений.
Назад 1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Вперед