Подводя некоторые итоги подобного рода деятельности, пока еще мало практикуемой организациями ВООПИиК, надо признать наш небольшой опыт здесь все же удачным. В самом деле, - с помощью широкой пропаганды к наследию вышеназванных художников удалось привлечь внимание не только значительной массы столичной общественности, но и официальных организаций, ведающих положением дел в сфере советской культуры. И вследствие этого,- часть произведений всех четырех художников уже приобретена государственными музеями или иными ведомствами, часть перешла в личные коллекции, а судьба других работ так или иначе решается, Скажем, в подмосковном городе Коломне задумано выделить oотдельное помещение для постоянной экспозиции картин К. Васильева, и т. д… Я не берусь, конечно, навязывать свою точку зрения в области проблем классификации памятников - согласна, вопрос этот острый, а иногда и болезненный, - но лично в своей деятельности всегда руководствуюсь неизменный правилом: история начинается со вчерашнего дня. А поэтому интерес для нас может представлять все, что сыграло крупную роль в развитии культуры буквально прошлого десятилетия жизни нашей страны. Кому-то это покажется чересчур смелым. Но собственный опыт красноречиво свидетельствует - то, чем пренебрегли вчера, что потеряно сегодня, не восполнится ни завтра, ни уже никогда.
Третий значительный вид памятников - памятники словесности - практически мало находится в поле деятельности актива ВООПИиК. Здесь у нас весьма мощная "конкуренция” со стороны Общества книголюбов, всевозможных филологических экспедиций и прочих музейных и университетских организаций и подразделений. Однако, в сфере пропаганда литературного наследия общество охраны памятников все жe нисколько не стеснено в средствах: и вполне может превзойти любые вышеназванные организации. Москворецкое отделение имело в этом отношении любопытный прецедент, который иллюстрирует возможности работы в подобной области популяризации литературных произведений. Речь же в данном случае идет не более и не менее как о шедевре древнерусской эпической поэзии -повести "Слово о полку Игореве”. Быть может сегодня некоторым это уже странно слышать, но ведь еще лет десять назад великая поэма средневековья отнюдь не была в центре всеобщего внимания, как это стало теперь. После мирового признания, каковым явилось официальное объявление сессией ЮНЕСКО 1985 - го года "годом "Слова о полку Игореве", о тех недалеких временах полезно иногда вспоминать.
В декабре 1977 года в выставочном зале нашего отделения открылась очередная художественная выставка. На этот раз представлялись живописные произведения ...московского поэта Игоря Ивановича Кобзева. Как всегда, экспозиция тепло воспринималась зрителями, художник-поэт проводил здесь творческие- вечера, читал свои стихи перед активом ВООПИиК, перед депутатами Москворецкого райсовета, трудовыми коллективами района, представителями широкой московской o6щественности:. В свою очередь, И. И. Кобзеву многое пришлось по душе в деятельности общества, охраны памятников, и вскоре он организован и возглавил секцию охраны памятников при Центральном доме литераторов, А однажды обратился к нам с предложением создать в рамках районного отделения общественным музей одного литературного произведения. Одного, но которое олицетворило в себе целую эпоху в развитии отечественной культуры. Музей "Слова о полку Игореве”. 6 января 1978 года на заседании президиума совета Москворецкого отделения ВООПИиК было рассмотрено предложение инициативной группы писателем и других представителей творческой интеллигенции и принято решение о создании такого общественного музея. С тех пор его бессменным общественным директором остается Игорь Иванович Кобзев, а первыми членами совета стали многие наши активисты. Через несколько лет музей существенно расширился и покинул помещение Москворецкого отдаления. Но связь с ним не прервалась, и общественники района охотно участвуют в его мероприятиях» посвященных пропаганде древнерусской литературы, исследованию и популяризации бессмертного "Слова о полку Игореве”. Как видим, форм работы в сфере нашей общественной организации великое множество, И мне всегда не понятны бывают жалобы отдельных представителей ВООПИиК на нехватку средств привлечения в действующий актив общества достаточного количества граждан. Это не значит, конечно, что в Москворецком отделении не бывает проблем с кадрами общественников. Жизнь есть жизнь. Люди болеют, стареют, умирают, переезжают, разочаровываются...,- да мало ли что! Па смену вчерашним приходят нынешние, как на смену и нам придут завтра иные поколения. Вполне естественный процесс. И нас он тоже не обходит стороной как и другие подразделения общества охраны памятников. И все то, что можно зачислить ныне в актив деятельности Москворецкого отделения, незримо связано именно с непрерывным поиском новых форм привлечения в ряды ВООПИиК массы советской общественности. Часто приходится слышать, - Юлия Алексеевна, у Вас тут так интересно! Не то, что у нас там-то и там-то.,. Но чего стоит постоянно поддерживать этот “интерес” в нашей деятельности! Жизнь стремительно несется вперед, иной раз едва отшлифуешь популярную форму массовой работы, доведешь ее кажется до совершенства и вдруг замечаешь, что она уже устарела, наскучила членам общества, неэффективна. Ну что ж,- необходим новый поиск. Такова она вся - общественная деятельность, как и вся наша окружающая социальная действительность. В этом смысле, работа наша, как и везде в народном хозяйстве, требует ровно столько же инициативы, сколько требует от всех неравнодушных людей эпоха нынешних великих преобразований. В такое время опасаться надо не чрезмерно уйти вперед, а безнадежно отстать, так и не заметив, что столь привычные и надежные вроде бы методы работы никуда уже больше не годятся.
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 15 16 17 18 19 Вперед