Воспоминания Ю.А.Романовой

Организация коллективных выставок, наподобие вышеназван­ной в честь 600-летия Куликовской битвы, - дело хлопотное, не то что устройство персональных, но по значительности для нас более перспективное. Ведь суть здесь даже не в количестве авто­ров, а в качестве их совместного труда. На коллективной выставке создается атмосфера коллективного творчества, рождается организация единомышленников, связанных, пусть временно, единой те­мой и едиными устремлениями. Хотелось бы, чтобы подобного рода коллективизм был подавляющей  формой в сфере наглядной пропаган­ды нашей истории и культурного наследия, но к сожалению удач в этой области пока слишком мало. Вспоминаю коллективную выставку московских художников, состоявшуюся вскоре после нашей в Доме художника на Кузнецком мосту и посвященную памятникам русского зодчества. В ее устройстве принимала участие секция охраны памятников при  МОСХЕ,  в оргкомитет входили художники, выставлявшиеся у нас, вдохновленные предыдущим успехом и стре­мившиеся его развить дальше. При подготовке самой экспозиции царил подлинный энтузиазм. Но увы! Уже при обсуждении открыв­шейся выставки зазвучали ноты пессимизма и какого-то безволия, обреченности начатого дела. Создалось впечатление, что художники -  энтузиасты  выдохлись едва ступив только на нелегкий путь создания мощного и такого нужного сегодня направления в совет­ском изобразительном искусстве. В том,  что дело это, конечно, весьма не простое,  я убедилась, наблюдая титанические усилия нашей секции пропаганды в работе с молодыми художниками, неоднократно обращавшимися в Москворецкое отделения за помощью в разработке жанра городского пейзажа и  исторической картины. Но все же дело это думается столь важное, что тут окупаются все затраты. И  в нашем отделении работа в этой области ведет­ся постоянно, невзирая ни на какие трудности.  А  ведь возможностей у районного отделения тут гораздо меньше, чем у секции МОСХа. Однако результат, как видим,  зависит не от потенциаль­ных возможностей, а от реальных усилий конкретных ладей, кото­рые даже незначительные возможности умеют претворить во впол­не ощутимые практические начинания.

Примером подобного же свойства может служить и другая юбилейная выставка, организованная в Москворецком отделении ВООПИиК. К 170-летию Бородинского сражения наша секция пропа­ганды подготовила экспозицию, составленную из произведений группы московских художников, среди  которых  были довольно из­вестные мастера. А поскольку многие их работы по данной теме являлись собственностью государственных музеев, у нас появи­лась интересная возможность сотрудничества в этом деле и с коллективами ряда московских музеев.  В процессе  выставки о которой идет речь, мы сотрудничали с двумя такими организациями: Музеем-панорамой “Бородинская  битва” и Государственным  литературным музеем Л. Н. Толстого, из фондов которых   для на­шей экспозиции была выделена часть художественных произведе­ний.  Сотрудничество, впрочем, выражаюсь не только в предос­тавлении экспонатов, но и в личном участия представителей музеев в работе выставки. Например, при обсуждении экспозиции, встречах со зрителями и других мероприятиях. Правда, извест­ный приобретенный опыт в этом смысле у нас уже был. Скажем, при устройстве ранее в Москворецком отделении художественной и предметно-документальной выставки “Подвиг Москвы” приуро­ченной к 40-летаю разгрома гитлеровцев под стенами столицы, мы так же совместно трудились с коллективами двух московских музеев - истории и реконструкции Москвы и театрального искус­ства им. А. Бахрушина, а кроме того еще и библиотеки   21 им.  Чернышевского, И все же  работа с официальными музейными экс­понатами, ставшими уже классическими по признанию,  не доставляет активистам ВООПИиК  такого удовлетворения как с "предва­рительными" художественными образцами, требующими еще общест­венного признания Поэтому мы охотно и приглашаем для участия в наших вернисажах молодых талантливых художников, специализиру­ющихся в исторической теме и находящихся еще в стадии творческого становления. Мы помогаем им отрабатывать свой метод в столь специфической области, а зрителям представляем возмож­ность внести свой ”теоретический" вклад в лабораторию созидания современных форм пропаганда памятников культуры средствами изобразительного искусства.

Итак, мы убедились, что традиционные виды творчества, пропагандируемые нестандартно в рамках общественном органи­заций, могут привлекать широкие массы трудящихся к решению общих вопросов развития отечественной культуры.  То, что привычно считается привилегией исключительно узких специалистов, предстает теперь местом приложения интеллектуальных способнос­тей и граждан, непосредственно с искусством не связанных. Хотя… Кто сказал, что есть на свете люди, не связанные с искусством? Странным вопрос! Да мы все со школы, не говоря уж про институты, только .и слышим,- богу богово, а кесарю –кесарево. Мол,- настоящее искусство делается специалистами. Какими "специалистами"? Профессионалами, прошедшими соответствующий курс обучения. Так сказать, посвященными в "таинство”. Прямо-таки мистика  какая-то.  А как же: "искусство принадлежит надлежит народу"? Ну уж! - снисходительно усмехнется  “специалист". Где вы видели "народ" в искусстве? В искусстве - " мэтры", так. сказать; мастера  гроссмейстеры... А ведь как сильны предрассудки. Я сама до работы в рядах ВООПИиК .совершенно непоколебимо была убеждена, что искусство действительно творят лишь избранные. Не иначе как дипломированные выпускника соответствующих государствен­ных вузов. Каково было для меня испытать глубочайшее "разочарова­ние" в этом вопросе! Общественная деятельность камня на камне не оставляет от столь наивных представителей об окружающем  нас со­циальном мире.

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14 15 16 17 18 19 Вперед



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс