Организация коллективных выставок, наподобие вышеназванной в честь 600-летия Куликовской битвы, - дело хлопотное, не то что устройство персональных, но по значительности для нас более перспективное. Ведь суть здесь даже не в количестве авторов, а в качестве их совместного труда. На коллективной выставке создается атмосфера коллективного творчества, рождается организация единомышленников, связанных, пусть временно, единой темой и едиными устремлениями. Хотелось бы, чтобы подобного рода коллективизм был подавляющей формой в сфере наглядной пропаганды нашей истории и культурного наследия, но к сожалению удач в этой области пока слишком мало. Вспоминаю коллективную выставку московских художников, состоявшуюся вскоре после нашей в Доме художника на Кузнецком мосту и посвященную памятникам русского зодчества. В ее устройстве принимала участие секция охраны памятников при МОСХЕ, в оргкомитет входили художники, выставлявшиеся у нас, вдохновленные предыдущим успехом и стремившиеся его развить дальше. При подготовке самой экспозиции царил подлинный энтузиазм. Но увы! Уже при обсуждении открывшейся выставки зазвучали ноты пессимизма и какого-то безволия, обреченности начатого дела. Создалось впечатление, что художники - энтузиасты выдохлись едва ступив только на нелегкий путь создания мощного и такого нужного сегодня направления в советском изобразительном искусстве. В том, что дело это, конечно, весьма не простое, я убедилась, наблюдая титанические усилия нашей секции пропаганды в работе с молодыми художниками, неоднократно обращавшимися в Москворецкое отделения за помощью в разработке жанра городского пейзажа и исторической картины. Но все же дело это думается столь важное, что тут окупаются все затраты. И в нашем отделении работа в этой области ведется постоянно, невзирая ни на какие трудности. А ведь возможностей у районного отделения тут гораздо меньше, чем у секции МОСХа. Однако результат, как видим, зависит не от потенциальных возможностей, а от реальных усилий конкретных ладей, которые даже незначительные возможности умеют претворить во вполне ощутимые практические начинания.
Примером подобного же свойства может служить и другая юбилейная выставка, организованная в Москворецком отделении ВООПИиК. К 170-летию Бородинского сражения наша секция пропаганды подготовила экспозицию, составленную из произведений группы московских художников, среди которых были довольно известные мастера. А поскольку многие их работы по данной теме являлись собственностью государственных музеев, у нас появилась интересная возможность сотрудничества в этом деле и с коллективами ряда московских музеев. В процессе выставки о которой идет речь, мы сотрудничали с двумя такими организациями: Музеем-панорамой “Бородинская битва” и Государственным литературным музеем Л. Н. Толстого, из фондов которых для нашей экспозиции была выделена часть художественных произведений. Сотрудничество, впрочем, выражаюсь не только в предоставлении экспонатов, но и в личном участия представителей музеев в работе выставки. Например, при обсуждении экспозиции, встречах со зрителями и других мероприятиях. Правда, известный приобретенный опыт в этом смысле у нас уже был. Скажем, при устройстве ранее в Москворецком отделении художественной и предметно-документальной выставки “Подвиг Москвы” приуроченной к 40-летаю разгрома гитлеровцев под стенами столицы, мы так же совместно трудились с коллективами двух московских музеев - истории и реконструкции Москвы и театрального искусства им. А. Бахрушина, а кроме того еще и библиотеки № 21 им. Чернышевского, И все же работа с официальными музейными экспонатами, ставшими уже классическими по признанию, не доставляет активистам ВООПИиК такого удовлетворения как с "предварительными" художественными образцами, требующими еще общественного признания Поэтому мы охотно и приглашаем для участия в наших вернисажах молодых талантливых художников, специализирующихся в исторической теме и находящихся еще в стадии творческого становления. Мы помогаем им отрабатывать свой метод в столь специфической области, а зрителям представляем возможность внести свой ”теоретический" вклад в лабораторию созидания современных форм пропаганда памятников культуры средствами изобразительного искусства.
Итак, мы убедились, что традиционные виды творчества, пропагандируемые нестандартно в рамках общественном организаций, могут привлекать широкие массы трудящихся к решению общих вопросов развития отечественной культуры. То, что привычно считается привилегией исключительно узких специалистов, предстает теперь местом приложения интеллектуальных способностей и граждан, непосредственно с искусством не связанных. Хотя… Кто сказал, что есть на свете люди, не связанные с искусством? Странным вопрос! Да мы все со школы, не говоря уж про институты, только .и слышим,- богу богово, а кесарю –кесарево. Мол,- настоящее искусство делается специалистами. Какими "специалистами"? Профессионалами, прошедшими соответствующий курс обучения. Так сказать, посвященными в "таинство”. Прямо-таки мистика какая-то. А как же: "искусство принадлежит надлежит народу"? Ну уж! - снисходительно усмехнется “специалист". Где вы видели "народ" в искусстве? В искусстве - " мэтры", так. сказать; мастера гроссмейстеры... А ведь как сильны предрассудки. Я сама до работы в рядах ВООПИиК .совершенно непоколебимо была убеждена, что искусство действительно творят лишь избранные. Не иначе как дипломированные выпускника соответствующих государственных вузов. Каково было для меня испытать глубочайшее "разочарование" в этом вопросе! Общественная деятельность камня на камне не оставляет от столь наивных представителей об окружающем нас социальном мире.
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14 15 16 17 18 19 Вперед