Что же мне пришлось здесь увидеть? Рабочих, которые пишут стихи нисколько не худшего качества, чем профессиональные поэты. Служащих, создающих драматургию самого высокого современного уровня. Инженеров, проводящих вполне квалифицированные исторические исследования. Великолепных публицистов и лекторов, организаторов и методистов, экспериментаторов - аналитиков и разработчиков целых теоретических систем в области эстетики, этики и прочих гуманитарных дисциплин, не говоря уж о художников, музыкантах, актерах и других всевозможных талантах - я все это совершенно вне рамок их официальном производственном деятельности. На общественных началах - говоря нашим языком, или в качестве "дилетантства” - то бишь любительства,- выражаясь недружелюбным определением иных чрезмерно зазнавшихся искусство – литературо- и прочее - ведов. Сгущаю краски? Нисколько. Приходите в общественную деятельность я сами убедитесь, сколь остры иногда противоречия между теми, кому действительно "принадлежит искусство" и теми, кто возомнил, будто искусство - привилегия избранных. Однако, подчеркну еще раз, сие откровение не сразу доходит до каждого, я даже мне поначалу трудно было с этим свыкнуться. А началось мое "приобщение" к истине с мероприятий, которые стала разрабатывать секция пропаганды Москворецкого отделения ВООПИиК вскоре после успеха выставки произведешь художника К.А.Васильева.
Кто вам сказал, что народные самородки на Руси редкость? - заявил мне после вышеназванной выставки председатель секция пропаганда. И в доказательство обратного менее чем через год секция организовала экспозицию работ самобытного мастера прикладных искусств из города Горького Валерия Ивановича Бахматова. Возразить мне было нечего, так как огромные панно на исторические темы с памятниками архитектуры, выполненные художником в технике инкрустаций берестою по дереву, я действительно видела впервые. А кроме того, В.И. Бахматов оказался прекрасным резчиком по дереву, чеканщиком по металлу, оригинальным живописцем в графиком. С этого мероприятия, можно сказать, и началась регулярная работа нашего отделения с образцами народного прикладного и декоративного творчества. Выставка произведений В.И. Бахматова, открывшаяся в Москворецком отделении 11 октября 1979 года, вызвала большой интерес московском общественности, к нам поступило много заявок на ее устройство в других организациях города, и секция пропаганды по мере возможностей старалась их удовлетворять. Так уже в январе 1980 года экспозиция была показана в ДК ”физик” ИАЭ им. Курчатова, с "февраля по март того же года демонстрировалась в Московском государственном институте международных отношении, с марта по апрель - в ДК фабрики им. "Парижской коммуны", а в июне-июле с ней могли ознакомиться в своем клубе студенты Московского авиационного института.
Интересных начинаний, осуществленных секцией пропаганда Москворецкого отделения ВООПИиК в области популяризации образцов народного творчества было множество, но наиболее ждавшимся из них на мой взгляд стала целая серия мероприятий по пропаганде народного пряничного искусства, проведенная совместно с Московским музеем общественного питания и с уже упоминавшимся общественным музеем "Слова о полку Игореве". Главным инициатором здесь явился член общественной инспекции МГО ВООПИиК В..В. Кондратенок, который активно помогал и нашем секции пропаганды. Ему удалось не только собрать богатый материал по историй развития традиционных направлений народной кулинарии, но и организовать ряд поездок по мостам старинных русских промыслов, специфически связанных с продукцией национальной кухни. В. В. Кондратенок выступал убежденным сторонником применения достижений наших предков в сфере питании в современном практике организации общественного питания. Для этого он не только популяризовал опыт национальных кулинарных традиции средствами информации, но и устраивал наглядный показ образцов кулинарного искусства с их дегустацией всеми желающими участниками подобных мероприятий. Дело это, естественно, довольно сложное и с технической, организационной стороны, и - главное - с методологической, чисто научной. При всем объеме всевозможной рецептуры национальных кухонь на нынешние день, обобщающих выводов о сущности пищевого рациона, о принципах складывающихся в народе традиции питания нет в современной специальной литературе. А без этого вся подобная рецептура выглядит как произвол отдельных гурманов, как хаос беспорядочных чувственных пристрастий, безбрежный как всякая неуправляемая стихия. Анализировав бесконечную кулинарную рецептуру, предлагаемую у нас массовыми изданиями, В.В. Кондратенок пришел к выводу, что в большей степени она состоит из фальшивых рекомендаций, совершенно надуманных сочетаний или случайно выхваченных из прошлого фактов, которые никак не могут характеризовать основную глубинную идею подхода народных масс к средствам своего физического существования. Он сделал вывод, что надо не только искать действительные образцы народной кулинарии, но надо и знать, что искать, т.е. относится к этому осознанно, с пониманием задачи, поставленной перед нами временем. Народная традиционная пища служит не удовлетворению вкусовом прихоти, случайным чувственным предрассудкам этаких гурманов из народа, а физической и духовной эволюция народных масс - вот принцип, которым стал основополагающим в пропагандистско-организаторских устремлениях группа общественников ВООПИиК, возглавляемой В.В. Кондратенком.
В русле подобным образом сформированных задач секция пропаганды запланировала по возможности более широкую выставку-дегустацию образцов народного пряничного искусства с подключением показа средств национального быта, создающих атмосферу естественной народной жизни. Для этой цели свое помещение предоставил Дом культуры "ФИЗИК" ИАЭ им. Курчатова, имеющий, конечно, несравненно большие возможности ,чем районное отделение ВООПИиК. Итак, помещение есть, задачи определены. Дело за конкретной организацией. Поле деятельности - безбрежное, поскольку прецендента такого рода пока не было. Для настоящего творчества благоприятные возможности. Общественники ВООПИиК выбрали главную географическую точку, с которой можно начинать исследование темы: город Горький, славившийся в прошлом своими Нижегородскими ярмарками, на коих едва ли не главным достижением была местные пряники. Оттуда - вверх по Волге в небольшой старинный русский населенный пункт с названием Городец. Вот где истинное гнездо традиционного пряничного производства. Вообще-то, Городец славится многими видами народных промыслов, которые как бы заслонили такой редкий и специфический, как изготовление пряников. А ведь тайн в пряничном искусстве нисколько не меньше, чем в городецкой росписи, надо сказать, намного более молодой по времени, или полузабытом местном гончарном производстве. Старый городецкий пряник - это не только особые сорта зерновых, особого вида начинка –мёд, антоновские яблоки, специи и пр.,- которую ныне трудно воссоздать, но и знаменитые пряничные доски, изготовленные по особым технологиям, являвшимся секретом целых семейств и династий мастеров, короче, как и каждое древнее производство, оно связано было о определенной, цеховой организацией. Что могло остаться от всего этого теперь? Нашей экспедиции удалось записать воспоминания старожилов, найти отдельные образцы пряничных досок, по заказу её участников на местном пищекомбинате, выпекающем пряники, были изготовлены сладкие экспонаты для планируемой выставки – дегустации. Кроме того, местные коллекционеры показали собрание расписных прялок, исстари производимых в Нижегородской губернии, строчевышивальная фабрика, выпускающая высокохудожественную продукцию на традиционные мотивы, пригласила на свой юбилей, Городецкая фабрика росписи по дереву продемонстрировала гостям из столицы знаменитые во воем мире образца изделии, городецкие резчики по дереву устроили встречу, результатом которое стала активизация исчезающего было здесь древнего искусства резьбы по дереву и т.д. Для чего я все это перечисляю? Да для того, чтобы стало ясно, что достаточно только копнуть почву народного художественного творчества, и наружу выйдут неиссякаемые залежи национального искусства, целые пласты естественно слагающихся культурных ценностей, которые "в упор" не желают замечать иные "мэтры" профессионального производства предметов "массовой культуры”. Именно от того, что пренебрегаются принципы традиционной народной эстетики, мы имеем сегодня такое тщедушное официальное искусство "признанных" мастеров, которых не спасают никакие ухищрения формальных навыков.
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18 19 Вперед