Воспоминания Ю.А.Романовой

Выставка-дегустация "Пряничное   искусство народов СССР” про­ходила в марте-апреле 1980 года и спланирована была таким об­разом, чтобы охватить возможно   большее  число желающих участ­вовать в сеансах дегустации разнообразной пряничной продукция традиционных центров России.  Трудно поверить, что подобное мероприятие устроено было не соответствующим государственным ве­домством, не министерством, вроде бы заинтересованным в таких  видах пропаганды, а всего   лишь группою общественников, вкладывающих   даже свои  собственные средства, не говоря уж о личном времени и решении массы технических проблем, в организа­цию выставки. Еще раз могу только выразить свои сильные и двой­ственные впечатления по этому поводу. Огромные средства офици­ально выделяются у нас на рекламу пищевой продукции прямо ска­жем сомнительного свойства, и практически ничего не делается для активизации или хотя бы элементарного информирования в области истинно здоровых традиций народной кухни. Трезвый  образ жизни - это не только отсутствие наркотических продуктов в нашем рационе,  но и наличие в нем оздоравливающих компонентов которые  бы­ли столетиями накоплены и апробированы в народном быту. Как ни странно, но наибольший интерес проявили к упоминаемой выставке издания, ориентированные на зарубежного читателя. Например, под­робную с фотографиями информацию о ней поместил да своих стра­ницах журнал "Советский Союз" (№. 7 за 1980 г.), несколько пуб­ликаций на эту тему дала газета "Дружба" (на болгарском языке). И как бы лишь отголоском явились общего характера вялые замет­ки о пряничном искусстве вообще, печатавшиеся кое-где в цент­ральной прессе, и все. С тех пор тема эта опять канула в небы­тие. Неужели только предельно энергичные, исключительно за свой счет действия общественности способны привлечь внимание к пробле­мам здоровой пищи и трезвого  быта в нашей стране?

Быть может кто-то из моих коллег выскажет здесь досаду: ну уж Романова и размахнулась! Хорошо ей,- подобрался сильный актив. А как нам быть, коль у нас нет таких средств? Однако, Москворецкое отделенье ВООПИиК никогда не ставило своей целью в работе внешний эффект. Пожалуйста,- можно и средства попроще. Скажем, привлечение к пропаганде памятников, коллекционеров, которые с великой радостью станут сотрудничать с нашей орга­низацией. Филателисты, нумизматы, филокартисты, собиратели ко­локолов, глиняной игрушки, самоваров., расписной деревянной по­суды и множества всего остального, что только производит фанта­зия народных умельцев»- вот вам готовый актив для пропаганды памятников материальной культуры. И надо заметить, что мы лично всегда с удовольствием работаем с такими собирателями. В октяб­ре 1977 года к 60-летию Революции наша секция пропаганды устро­ила выставку почтовых открыток "Ленинские места Москвы и Подмос­ковья" из коллекции столичных филокартистов Н. И. Кореневой и Г.Н. Глезера. О выставке, между прочим, было иного публикаций в центральной прессе. С теми же филокартистами мы устроили в феврале 1980 года и тематическую экспозицию "Москва в солдатской шинели". Во .время работы выставки пряников, богатую коллек­цию колоколов показал в ДК "Физик" московский собиратель B.Н.Кузнецов. Некоторые коллекции предметов народного творчест­ва мы демонстрировали прямо в организациях и на предприятиях, где имеются первичные ячейки ВООПИиК. Например, в марте того же года в помещении художественно-конструкторского бюро фабрики им. Парижской коммуны секция пропаганды показала  образцы декоративно-прикладного творчества студентов текстиль­ного, техникума г. Горького. И так далее. Много возможностей предоставляет сотрудничество с публичными городскими библиоте­ками» которые охотно выделяют книги для тематических экспозиций иллюстрирующих мероприятия по пропаганде отечественных памятников или юбилеев. Одним словом, всего здесь и не пере­числишь. И не надо порой никакого особого "размаха" чтоб эффективно строить работу районного отделения ВООПИиК, привле­кая в то же время массу будущих своих активистов-общественников.

Как и всякая у нас добровольная организация, общество охраны памя­тников непосредственно участвует, естественно» во всех торже­ствах, связанных с этапами становления советского государства и социалистическом культуры в нашей стране. Традиционной формой Москворецкого отделения стали здесь торжественные вечера» устраиваемые активом с привлечением ветеранов отечественного строительства героев войны и труда, известных деятелей культуры и искусства. Из на­иболее удавшихся в этом роде можно было бы назвать литературные вечер, посвященный 60-летию Вооруженных сил СССР, творческие вечера в честь 35-летия Победы, 40-летия разгрома гитлеровцев под Москвой и др. В особый вид праздничных мероприятий следует выделить, по видимому, вечера дружбы с народами братских социа­листических государств. Они обычно также связаны с юбилеями и сопровождаются предварительно развернутыми у нас художествен­ными или фотоэкспозициями отображающими многовековую историю культуры данных братских народов, Из них мне особенно запомни­лись вечер советско-монгольской дружбы, организованный в честь 60-летия МНР, и безусловно - вечер советско-болгарской дружбы» приуроченный к 1300-летию Болгарии, с участием не только пред­ставителя посольства НРБ, но и артистов художественной самоде­ятельности болгарском строительной группы в Москве. Кстати, привлечение артистов на торжества в Москворецком отделении ВООПИиК также стало своего рода традицией, совершенно естест­венно сложившейся в процессе работы его общественного актива.  На первый взгляд кажется как бы само собой разумеющимся, что в обществе охраны памятников собираются только люди хоро­шо знающие и понимающие искусство, тонкие ценители образцов культуры и прочих духовных ценностей. Однако в действительности вое куда как не столь просто и прямолинейно. А иногда даже вообще парадоксально. Те, кому но профессиональное обя­занности следовало бы принимать самое живейшее участие в ра­боте ВООПИиК - архитекторы, историки, писатели, художники» музыканты и т.п. - необъяснимо равнодушны порой к положению дел в области нашего культурного наследия, и наоборот,- люда далекие от искусства, профессионально занятые в сфере промышленного производства, прилагают гигантские усилия, не жалеют ни средств, ни времени для спасения и сохранения памятников отечественно! культуры во всех нормах. В чем же тут загадка? По логике вещей,- каждый творческий союз должен бы поголовно состоять в рядах ВООПИиК. Ведь это их "хлеб" - творческое наследие национальной культуры. Кто же eye больше жаждет чер­пать из сей сокровищницы духа? Оказывается, больше жаждут нас­тоящей культуры "непрофессиональные” массы - т.е. трудящиеся нашей промышленности и сельского хозяйства. Именно им в высшей степени требуется не фальшивое "популярное искусство” иных нормализовавшиеся официальных производителей "массовой культуры", а подлинные шедевры народного творчества, запечат­ленные ли в памятниках архитектуры, живописи, музыки, прик­ладного искусства, литературы или еще как. Я совсем не огово­рилась о "народности" образцов искусства» создаваемых даже персональными творцами, конкретными гениями национальной куль­туры,- ибо вое равно, как известно, человечество в их творень­ях ценит то, что всеобще, всечеловечно, близко всем, а значит объективного существу народно. Так вот, самый поразительный урок, который преподнесла мне общественная деятельность - это наглядное положение в сфере культурных отношений общества. Во истину "искусство принадлежит народу"! И нет, оказывается, ни­кого, более трудящихся масс заинтересованного в настоящем ис­кусстве. А профессионалы вполне могут обходиться и бутафорией, имитацией, псевдообразами, иллюзиями чувственных переживаний столь же мимолетными и субъективистскими, сколь непонятными и ненужными для исторически развивающихся народных масс. И как следствие всего этого - постоянно наблюдавшая самодеятельность самых широких слоев трудящихся, которых никак не удовлетворяют снобистские концепции новоявленной художественной "элиты", и ко­торые за неимением очевидных гигантов национальном культуры сос­тавляют в совокупности коллективный творческий организм, вопреки всему создающий - таки неброскую, может быть скромную, по настоя­щую национальную культуру. С чем и не могут никак смириться иные социально дезориентированные "профессионалы".

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 16 17 18 19 Вперед



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс