Выставка-дегустация "Пряничное искусство народов СССР” проходила в марте-апреле 1980 года и спланирована была таким образом, чтобы охватить возможно большее число желающих участвовать в сеансах дегустации разнообразной пряничной продукция традиционных центров России. Трудно поверить, что подобное мероприятие устроено было не соответствующим государственным ведомством, не министерством, вроде бы заинтересованным в таких видах пропаганды, а всего лишь группою общественников, вкладывающих даже свои собственные средства, не говоря уж о личном времени и решении массы технических проблем, в организацию выставки. Еще раз могу только выразить свои сильные и двойственные впечатления по этому поводу. Огромные средства официально выделяются у нас на рекламу пищевой продукции прямо скажем сомнительного свойства, и практически ничего не делается для активизации или хотя бы элементарного информирования в области истинно здоровых традиций народной кухни. Трезвый образ жизни - это не только отсутствие наркотических продуктов в нашем рационе, но и наличие в нем оздоравливающих компонентов которые были столетиями накоплены и апробированы в народном быту. Как ни странно, но наибольший интерес проявили к упоминаемой выставке издания, ориентированные на зарубежного читателя. Например, подробную с фотографиями информацию о ней поместил да своих страницах журнал "Советский Союз" (№. 7 за 1980 г.), несколько публикаций на эту тему дала газета "Дружба" (на болгарском языке). И как бы лишь отголоском явились общего характера вялые заметки о пряничном искусстве вообще, печатавшиеся кое-где в центральной прессе, и все. С тех пор тема эта опять канула в небытие. Неужели только предельно энергичные, исключительно за свой счет действия общественности способны привлечь внимание к проблемам здоровой пищи и трезвого быта в нашей стране?
Быть может кто-то из моих коллег выскажет здесь досаду: ну уж Романова и размахнулась! Хорошо ей,- подобрался сильный актив. А как нам быть, коль у нас нет таких средств? Однако, Москворецкое отделенье ВООПИиК никогда не ставило своей целью в работе внешний эффект. Пожалуйста,- можно и средства попроще. Скажем, привлечение к пропаганде памятников, коллекционеров, которые с великой радостью станут сотрудничать с нашей организацией. Филателисты, нумизматы, филокартисты, собиратели колоколов, глиняной игрушки, самоваров., расписной деревянной посуды и множества всего остального, что только производит фантазия народных умельцев»- вот вам готовый актив для пропаганды памятников материальной культуры. И надо заметить, что мы лично всегда с удовольствием работаем с такими собирателями. В октябре 1977 года к 60-летию Революции наша секция пропаганды устроила выставку почтовых открыток "Ленинские места Москвы и Подмосковья" из коллекции столичных филокартистов Н. И. Кореневой и Г.Н. Глезера. О выставке, между прочим, было иного публикаций в центральной прессе. С теми же филокартистами мы устроили в феврале 1980 года и тематическую экспозицию "Москва в солдатской шинели". Во .время работы выставки пряников, богатую коллекцию колоколов показал в ДК "Физик" московский собиратель B.Н.Кузнецов. Некоторые коллекции предметов народного творчества мы демонстрировали прямо в организациях и на предприятиях, где имеются первичные ячейки ВООПИиК. Например, в марте того же года в помещении художественно-конструкторского бюро фабрики им. Парижской коммуны секция пропаганды показала образцы декоративно-прикладного творчества студентов текстильного, техникума г. Горького. И так далее. Много возможностей предоставляет сотрудничество с публичными городскими библиотеками» которые охотно выделяют книги для тематических экспозиций иллюстрирующих мероприятия по пропаганде отечественных памятников или юбилеев. Одним словом, всего здесь и не перечислишь. И не надо порой никакого особого "размаха" чтоб эффективно строить работу районного отделения ВООПИиК, привлекая в то же время массу будущих своих активистов-общественников.
Как и всякая у нас добровольная организация, общество охраны памятников непосредственно участвует, естественно» во всех торжествах, связанных с этапами становления советского государства и социалистическом культуры в нашей стране. Традиционной формой Москворецкого отделения стали здесь торжественные вечера» устраиваемые активом с привлечением ветеранов отечественного строительства героев войны и труда, известных деятелей культуры и искусства. Из наиболее удавшихся в этом роде можно было бы назвать литературные вечер, посвященный 60-летию Вооруженных сил СССР, творческие вечера в честь 35-летия Победы, 40-летия разгрома гитлеровцев под Москвой и др. В особый вид праздничных мероприятий следует выделить, по видимому, вечера дружбы с народами братских социалистических государств. Они обычно также связаны с юбилеями и сопровождаются предварительно развернутыми у нас художественными или фотоэкспозициями отображающими многовековую историю культуры данных братских народов, Из них мне особенно запомнились вечер советско-монгольской дружбы, организованный в честь 60-летия МНР, и безусловно - вечер советско-болгарской дружбы» приуроченный к 1300-летию Болгарии, с участием не только представителя посольства НРБ, но и артистов художественной самодеятельности болгарском строительной группы в Москве. Кстати, привлечение артистов на торжества в Москворецком отделении ВООПИиК также стало своего рода традицией, совершенно естественно сложившейся в процессе работы его общественного актива. На первый взгляд кажется как бы само собой разумеющимся, что в обществе охраны памятников собираются только люди хорошо знающие и понимающие искусство, тонкие ценители образцов культуры и прочих духовных ценностей. Однако в действительности вое куда как не столь просто и прямолинейно. А иногда даже вообще парадоксально. Те, кому но профессиональное обязанности следовало бы принимать самое живейшее участие в работе ВООПИиК - архитекторы, историки, писатели, художники» музыканты и т.п. - необъяснимо равнодушны порой к положению дел в области нашего культурного наследия, и наоборот,- люда далекие от искусства, профессионально занятые в сфере промышленного производства, прилагают гигантские усилия, не жалеют ни средств, ни времени для спасения и сохранения памятников отечественно! культуры во всех нормах. В чем же тут загадка? По логике вещей,- каждый творческий союз должен бы поголовно состоять в рядах ВООПИиК. Ведь это их "хлеб" - творческое наследие национальной культуры. Кто же eye больше жаждет черпать из сей сокровищницы духа? Оказывается, больше жаждут настоящей культуры "непрофессиональные” массы - т.е. трудящиеся нашей промышленности и сельского хозяйства. Именно им в высшей степени требуется не фальшивое "популярное искусство” иных нормализовавшиеся официальных производителей "массовой культуры", а подлинные шедевры народного творчества, запечатленные ли в памятниках архитектуры, живописи, музыки, прикладного искусства, литературы или еще как. Я совсем не оговорилась о "народности" образцов искусства» создаваемых даже персональными творцами, конкретными гениями национальной культуры,- ибо вое равно, как известно, человечество в их твореньях ценит то, что всеобще, всечеловечно, близко всем, а значит объективного существу народно. Так вот, самый поразительный урок, который преподнесла мне общественная деятельность - это наглядное положение в сфере культурных отношений общества. Во истину "искусство принадлежит народу"! И нет, оказывается, никого, более трудящихся масс заинтересованного в настоящем искусстве. А профессионалы вполне могут обходиться и бутафорией, имитацией, псевдообразами, иллюзиями чувственных переживаний столь же мимолетными и субъективистскими, сколь непонятными и ненужными для исторически развивающихся народных масс. И как следствие всего этого - постоянно наблюдавшая самодеятельность самых широких слоев трудящихся, которых никак не удовлетворяют снобистские концепции новоявленной художественной "элиты", и которые за неимением очевидных гигантов национальном культуры составляют в совокупности коллективный творческий организм, вопреки всему создающий - таки неброскую, может быть скромную, по настоящую национальную культуру. С чем и не могут никак смириться иные социально дезориентированные "профессионалы".
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 16 17 18 19 Вперед