Воспоминания Ю.А.Романовой

Вся общественная деятельность в рядах ВООПИиК неразрывно связана с такой самодеятельностью. Я уже говорила о ветеранах Москворецкого отделения, которые посвящали и посвящают досуг художественному творчеству - А.С. Кузовкине, В.И.Львове, Е.В.Макаровой, Н.Ф.Гончарове. Но я не ошибусь, если скажу, что и все остальные члены районного отделения гак или иначе причастны к искусству. Порой это предстает в несколько неожиданных  формах. Например, однажды после фольклорного вечера собирательницы народных песен Ю.К.Красовской стихийно организовался самодея­тельный хор, взявшийся разучивать практически неизвестные, но буквально околдовавшие наших общественников своей красотой на­родные мелодии отделенных районов России. В другой раз актив Москворецкого отделения подготовил разнообразную программу ли­тературно-музыкального вечера с участием не только самодеятель­ных исполнителей, но и известного композитора Ю. Дунаева, народ­ного артиста РСФСР А. Жюрайтиса и других профессиональных дея­телей музыкального искусства. Вообще говоря, трудно даже перечис­лить все музыкальные, литературные, фольклорные вечера, проводив­шиеся в Москворецком отделении. Здесь и сольные концерты вели­колепного гитариста В. Дубовицкого, и выступления блестящей ис­полнительницы русских романсов Е. Звоновой в сопровождении ги­тариста В. Стабурова, и фольклорные дивертисменты Н.И.Касатки­на, и цыганские песни артистов театра "Ромэн", и творческий ве­чер выпускника Московской консерватории В.Ф.Оскерко,  и концер­тные номера певицы Елены Забелок, и многое, многое другое, по­рой просто удивляешься неистощимой фантазии общественников ВООПИиК. Что там концертные программы,- они мечтают о настоящей драматургии, о целом историко-драматическом театре нa обще­ственных началах! И в какой-то мире осуществляют эту свою мечту. Например, к 200-летнеиу юбилею поэта В.А. Жуковского в нашем отделении показал спектакль по мотивам романтических произведений русских поэтов коллектив молодых актеров "Живая вода", органи­зовавшийся при МГО ВООПИиК. Ко всему этому многообразию мероп­риятии остается только добавить такие специфические, как прак­тикующиеся в районном отделении краеведческие чтения, в которых известная самодеятельность вплотную уже соприкасается с высоко-профессиональными исследованиями. Здесь в первую очередь назвать проводившимся у нас в декабре 1983 года многодневный семинар краеведов России и Украины "Тайны Змиевых валов" (под руководст­вом кандидата математических наук А.С.Бугая) и семинар "Коллек­ционеры рассказывают", устроенным краеведами РСФСР в связи с 90-летием поэта СА. Есенина.

Есть в деятельности ВООПИиК  форма мероприятий, без которой не обходится ни одно из его подразделений. Это - организация и проведение лекций, популяризирующих отечественную историю и про­пагандирующих дело охраны памятников истории и культуры. Надо сказать, что сегодня такая работа поставлена достаточно основатель­но, хотя бы в количественном выражении. Богатый  краеведческий  материал позволяет делать обзоры памятников практически любой области Российской Федерации. И все же наступает момент, когда чисто просветительская информация перестает удовлетворять слушателя. За последние 15 лет я могу отметить разительную пе­ремену в этом смысле в запросах рядовых членов ВООПИиК.  Когда-то им было интересно просто ознакомиться с памятником, потом -узнать его историю, затем - историю окружающей местности, края, и наконец - историю всей страны и людей. Так от предмета - ма­териального памятника - любознательность современника перешла к творцу - самому создателю сей материальной и  духовной ценности. И сегодня уже бесперспективно рассказывать только лишь о тво­рениях из камня, металла, дерева, слова или линии – цвета, не рас­сказывая историю тех окружающих художника людей, для которых и ради которых все это было создано. Сфера обязанностей лектора значительно расширилась, а значит расширилась область и его твор­ческого поиска. Мне лично, откровенно говоря, всегда было инте­ресно наблюдать за работой вещественных лекторов ВООПИиК, без конца совершенствующих свои материал и методику его изложения. Конечно, в этом присутствует и "корыстный" момент - желание кое-что перенять самой, поскольку являясь членом общества "Знание" с многолетним стажем, вижу необходимость постоянно учиться лекторскому мастерству. В Москворецком отделении ВООПИиК мне приш­лось видеть лекторов-общественников самого разнообразного диапазона знаний, логики, темперамента, методики и если хотите артистизма. В этом ряду себя я отношу к разряду придерживаю­щихся обычной,  несколько видимо старомодной "классическом" формы - поменьше импровизаций, побольше фактического "прочно­го" материала. Здесь опять же могу считать своим учителем A.С. Кузовкина, у которого слушала первые лекций по истории Замос­кворечья. Александр Сергеевич применял мало еще распространен­ные в то время среди общественных лекторов цветные диапозитивы памятников района, которые он изготавливал собственноручно, прекрасно зная предаем будущего изложения. Пользовался он впро­чем к продающимися в магазинах  диапозитивами, но неохотно, поскольку те были сюжетно слабы, изображали только общеизвестные   объекты и в таких ракурсах, которые годились разве лишь   для поверхностного любования иностранных туристов. А о старом Замоскворечье в начале 1970-х годов и вообще никаких фотоматериалов в продаже естественно не было. Мне трудно вна­чале было работать с диапозитивами, так как тут требовались и большая точность и знание всевозможной сопутствующей информации. Теперь, наоборот,  вижу огромное преимущество этого вида лекци­онной пропаганды.

Как я уже говорила, в 1970-х годах интерес общественности к памятникам Отечества рос постоянно  недостаток количественной информации был восполнен сравнительно быстро, и вопрос перед лекторами вскоре встал о  качественном уровне ее обработки. Слушатели требовали и сведений и обобщений. И предметности и на­личия идей. Причем идеи современных, соответствующих нынешним  задачам социального развития, а не столетней давности, которые хоть и справедливы   были для того времени, но мало что значат теперь в существенно изменившейся   исторической ситуа­ции. Поэтому наибольшую популярность имели лекторы ВООПИиК, пользовавшиеся наряду с обилием фактического материала совре­менной формой его изложения, передовой методикой исследований, сочетающейся со смелостью теоретических построений. Во второй половине 1970-х гг. много интересных лекций  по истории русской культуры прочитал в Москворецком отделении ВООПИиК член обще­ства "Знание" Михаил Федорович Антонов. Слушать его всегда было большое удовольствие, и наш небольшой зал едва вмещал всех желающих присутствовать на этих лекциях. Я  думаю, популяр­ности лектора в данном случав способствовал своего рода талант истинного пропагандиста, в котором эрудиция и мастерство счастливо сочетались с большой любовью к отечественной культуре и кровной заинтересованностью в судьбе нашей великой Родины. Впрочем, людей равнодушных к русской культуре среди лекторов-общественников ВООПИиК я практически не встречала. А вот подлинной индивидуальностью отличались многие. Считаю, что , мне посчастливилось быть близко знакомой с замечательным лектором-новатором, давним членом Московской организации общест­ва "Знание" Сергеем Николаевичем Лисевицким.  С.Н..Лисевицкий широко внедрял оригинальную форму лекций - т.н. слайд - фильмы. Ныне она быть может кажется уже обыденном, ни в 197О-х годах была мало еще освоена. Тематический диапазон слайд- фильмов Сер­гея Николаевича весьма разнообразен - от памятников истории и культуры СССР до сокровищниц шедевров западноевропейского ис­кусства, от Золотого кольца России до градостроительных ансамб­лей столиц европейского и африканского континентов, от  экзотики самобытных зарубежных культур до сурового подвига героев Малой земли. Совершенно уверена, что творчество Лисевицкого  в  этой области помогло очень многим лекторам-общественникам Москвы, да и наша Москворецкая группа лекторов немало здесь чему нау­чилась.

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 Вперед



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс