Вся общественная деятельность в рядах ВООПИиК неразрывно связана с такой самодеятельностью. Я уже говорила о ветеранах Москворецкого отделения, которые посвящали и посвящают досуг художественному творчеству - А.С. Кузовкине, В.И.Львове, Е.В.Макаровой, Н.Ф.Гончарове. Но я не ошибусь, если скажу, что и все остальные члены районного отделения гак или иначе причастны к искусству. Порой это предстает в несколько неожиданных формах. Например, однажды после фольклорного вечера собирательницы народных песен Ю.К.Красовской стихийно организовался самодеятельный хор, взявшийся разучивать практически неизвестные, но буквально околдовавшие наших общественников своей красотой народные мелодии отделенных районов России. В другой раз актив Москворецкого отделения подготовил разнообразную программу литературно-музыкального вечера с участием не только самодеятельных исполнителей, но и известного композитора Ю. Дунаева, народного артиста РСФСР А. Жюрайтиса и других профессиональных деятелей музыкального искусства. Вообще говоря, трудно даже перечислить все музыкальные, литературные, фольклорные вечера, проводившиеся в Москворецком отделении. Здесь и сольные концерты великолепного гитариста В. Дубовицкого, и выступления блестящей исполнительницы русских романсов Е. Звоновой в сопровождении гитариста В. Стабурова, и фольклорные дивертисменты Н.И.Касаткина, и цыганские песни артистов театра "Ромэн", и творческий вечер выпускника Московской консерватории В.Ф.Оскерко, и концертные номера певицы Елены Забелок, и многое, многое другое, порой просто удивляешься неистощимой фантазии общественников ВООПИиК. Что там концертные программы,- они мечтают о настоящей драматургии, о целом историко-драматическом театре нa общественных началах! И в какой-то мире осуществляют эту свою мечту. Например, к 200-летнеиу юбилею поэта В.А. Жуковского в нашем отделении показал спектакль по мотивам романтических произведений русских поэтов коллектив молодых актеров "Живая вода", организовавшийся при МГО ВООПИиК. Ко всему этому многообразию мероприятии остается только добавить такие специфические, как практикующиеся в районном отделении краеведческие чтения, в которых известная самодеятельность вплотную уже соприкасается с высоко-профессиональными исследованиями. Здесь в первую очередь назвать проводившимся у нас в декабре 1983 года многодневный семинар краеведов России и Украины "Тайны Змиевых валов" (под руководством кандидата математических наук А.С.Бугая) и семинар "Коллекционеры рассказывают", устроенным краеведами РСФСР в связи с 90-летием поэта СА. Есенина.
Есть в деятельности ВООПИиК форма мероприятий, без которой не обходится ни одно из его подразделений. Это - организация и проведение лекций, популяризирующих отечественную историю и пропагандирующих дело охраны памятников истории и культуры. Надо сказать, что сегодня такая работа поставлена достаточно основательно, хотя бы в количественном выражении. Богатый краеведческий материал позволяет делать обзоры памятников практически любой области Российской Федерации. И все же наступает момент, когда чисто просветительская информация перестает удовлетворять слушателя. За последние 15 лет я могу отметить разительную перемену в этом смысле в запросах рядовых членов ВООПИиК. Когда-то им было интересно просто ознакомиться с памятником, потом -узнать его историю, затем - историю окружающей местности, края, и наконец - историю всей страны и людей. Так от предмета - материального памятника - любознательность современника перешла к творцу - самому создателю сей материальной и духовной ценности. И сегодня уже бесперспективно рассказывать только лишь о творениях из камня, металла, дерева, слова или линии – цвета, не рассказывая историю тех окружающих художника людей, для которых и ради которых все это было создано. Сфера обязанностей лектора значительно расширилась, а значит расширилась область и его творческого поиска. Мне лично, откровенно говоря, всегда было интересно наблюдать за работой вещественных лекторов ВООПИиК, без конца совершенствующих свои материал и методику его изложения. Конечно, в этом присутствует и "корыстный" момент - желание кое-что перенять самой, поскольку являясь членом общества "Знание" с многолетним стажем, вижу необходимость постоянно учиться лекторскому мастерству. В Москворецком отделении ВООПИиК мне пришлось видеть лекторов-общественников самого разнообразного диапазона знаний, логики, темперамента, методики и если хотите артистизма. В этом ряду себя я отношу к разряду придерживающихся обычной, несколько видимо старомодной "классическом" формы - поменьше импровизаций, побольше фактического "прочного" материала. Здесь опять же могу считать своим учителем A.С. Кузовкина, у которого слушала первые лекций по истории Замоскворечья. Александр Сергеевич применял мало еще распространенные в то время среди общественных лекторов цветные диапозитивы памятников района, которые он изготавливал собственноручно, прекрасно зная предаем будущего изложения. Пользовался он впрочем к продающимися в магазинах диапозитивами, но неохотно, поскольку те были сюжетно слабы, изображали только общеизвестные объекты и в таких ракурсах, которые годились разве лишь для поверхностного любования иностранных туристов. А о старом Замоскворечье в начале 1970-х годов и вообще никаких фотоматериалов в продаже естественно не было. Мне трудно вначале было работать с диапозитивами, так как тут требовались и большая точность и знание всевозможной сопутствующей информации. Теперь, наоборот, вижу огромное преимущество этого вида лекционной пропаганды.
Как я уже говорила, в 1970-х годах интерес общественности к памятникам Отечества рос постоянно недостаток количественной информации был восполнен сравнительно быстро, и вопрос перед лекторами вскоре встал о качественном уровне ее обработки. Слушатели требовали и сведений и обобщений. И предметности и наличия идей. Причем идеи современных, соответствующих нынешним задачам социального развития, а не столетней давности, которые хоть и справедливы были для того времени, но мало что значат теперь в существенно изменившейся исторической ситуации. Поэтому наибольшую популярность имели лекторы ВООПИиК, пользовавшиеся наряду с обилием фактического материала современной формой его изложения, передовой методикой исследований, сочетающейся со смелостью теоретических построений. Во второй половине 1970-х гг. много интересных лекций по истории русской культуры прочитал в Москворецком отделении ВООПИиК член общества "Знание" Михаил Федорович Антонов. Слушать его всегда было большое удовольствие, и наш небольшой зал едва вмещал всех желающих присутствовать на этих лекциях. Я думаю, популярности лектора в данном случав способствовал своего рода талант истинного пропагандиста, в котором эрудиция и мастерство счастливо сочетались с большой любовью к отечественной культуре и кровной заинтересованностью в судьбе нашей великой Родины. Впрочем, людей равнодушных к русской культуре среди лекторов-общественников ВООПИиК я практически не встречала. А вот подлинной индивидуальностью отличались многие. Считаю, что , мне посчастливилось быть близко знакомой с замечательным лектором-новатором, давним членом Московской организации общества "Знание" Сергеем Николаевичем Лисевицким. С.Н..Лисевицкий широко внедрял оригинальную форму лекций - т.н. слайд - фильмы. Ныне она быть может кажется уже обыденном, ни в 197О-х годах была мало еще освоена. Тематический диапазон слайд- фильмов Сергея Николаевича весьма разнообразен - от памятников истории и культуры СССР до сокровищниц шедевров западноевропейского искусства, от Золотого кольца России до градостроительных ансамблей столиц европейского и африканского континентов, от экзотики самобытных зарубежных культур до сурового подвига героев Малой земли. Совершенно уверена, что творчество Лисевицкого в этой области помогло очень многим лекторам-общественникам Москвы, да и наша Москворецкая группа лекторов немало здесь чему научилась.
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 Вперед