И все же наиболее перспективными на мой взгляд явились разработки А.А.Васильева к теме лекции о первоначальном советском плане монументальной пропаганды. Началась эта работа еще в конце 1970-х годов, когда назрела потребность широкой пропаганды советского законодательства по охране памятников истории и культуры. Анатолий Алексеевич как всегда увлекся поисками корней эстетических систем в идеологии русской социал-демократии, которые оформились затем в первые декреты большевистского правительства о сохранении культурного наследия молодой Советской республики. Важнейшим практическим шагом он обозначил здесь мероприятия по мемориализации и увековечиванию памяти героев, боровшихся за свободу человечества, Но как и когда созрел этот план, начавший осуществляться уже на второй год Революции? В чем его объективная необходимость, и какие уроки он нам преподносит сегодня? Тема оказалась слишком обширном, исследования привели к утопическим теориям мировой социалистической мысли, a oт них: - к общей теории развития культуры всего человечества. Как это ни странно,- делился со мною своими мыслями А. А Васильев,- но в общих мотивах плана я вижу призыв к овладению всеми высотами человеческой культуры, и это овладение выступает как обязательное условие развития социализма в стране. Насколько это важно было для главы государства и его соратников говорит хотя бы тот факт, что в тяжелейшие для Советском власти годы изыскивались любые возможности для поддерживания достигнутого уровня русской культуры. и более того - для дальнейшего ее развития к новым вершинам. Мы просто обязаны сегодня раскрыть всю глубину возникшего замысла, сделать наконец аксиомой сложившееся определение, что нельзя быть настоящим хозяином жизни, не достигнув известного уровня мировой культуры..
Активисты Москворецкого отделения ВООПИиК очень чутки ко всем новшествам, появляющимся в работе общественников других организаций Всероссийского общества охраны памятников. Иногда улавливание этих новых веяний происходит что называется с полуслова. Так случилось, например, с участием в широко ныне известном движении общественности столицы по шефской помощи реставраторам памятников архитектуры. Когда-то у истоков этого движения стоял выдающийся ученый и общественный деятель Петр Дмитриевич Барановский. В начале 1970-х годов многие активисты ВООПИиК старались развить идеи Барановского о массовом участии москвичей в охране и реставрации памятников зодчества, в связи с чем то там, то тут возникали стихийные группы энтузиастов, помогавших в свободное время профессиональным строителям и реставраторам восстанавливать отдельные сооружения. Одним из таких первопроходцев был член совета нашего отделения Олег Игоревич Журин. Еще в середине 1970-х годов он стал практиковать организацию субботников или воскресников на архитектурных памятниках, нуждающихся в срочном спасении, и не только в Москворецком районе, а по всей Москве. У меня сохранился номер газеты "Московский комсомолец” от 14 августа 1976 г., где рассказывается о таком субботнике, устроенном О.И. Журиным на улице Грибоедова в доме №12. В данной статье упоминается к другом активист Москворецкого отделения – А. А. Васильев, много раз участвовавший в подобных мероприятиях с самого начала их организации. Олег Игоревич, являясь в свое время одним из руководителей общественной инспекции МГО ВООПИиК, наряду с охраной и исследованием памятников требовал от общественных инспекторов широкой пропаганде передового опыта прибалтийских коллег, давно ужо наладивших в своих городах дело привлечения к благоустройству исторических кварталов и памятников самых разнообразных слоев населения. Он ратовал, чтобы общественное движение, подобное таллинскому "Кадулину", стало нормой отношений к исторической застройке и среди москвичей. Однако, поистине массовым размах в Москве движение шефской помощи реставраторам получило лишь в начале 1980-х гг. И здесь немалая заслуга принадлежит другому энтузиасту охраны памятников - Владимиру Дмитриевичу Ляпкову, возглавившему комиссию шефской помощи при МГО ВООПИиК и сумевшему наладить ее высокоэффективную работу . Мне как ответственному секретарю очень приятно, что и в нашем районе деятельность В. Д .Ляпкова оставила заметный след. Вот уже не первый год в Москворецком районе постоянно устраиваются воскресники на одном из реставрируемых объектов. И я вижу как благотворно отражаются они не только на состоянии памятника, но а в настроении людей, регулярно собирающихся на праздник бескорыстного труда. Воочию наблюдаешь огромную воспитательную силу этого полезного для дела и увлекательного для участников начинания. Весьма радует также и очевидным интерес, проявляющийся сегодня к данное форме общественной деятельности со стороны советских средств массовой информации. Если в середине I970-х годов в газетах изредка появлялись только отдельные статьи на эту тему, то нынче кроме регулярных сообщений в столичных газетах об организуемых воскресниках, репортажи о них можно увидеть и в передачах центрального телевидения. Кстати, одна из передач о добровольных помощниках реставраторам памятников для телепрограммы "Мир и молодежь" была сделана и в нашем Москворецком отделении ВООПИиК. Телезрители могли ее видеть 10-го и 16-го марта 1984 года.
Касаясь же популяризации вообще деятельности общественности в области охраны памятников, нельзя не отметить, что тут традиции столь же давние, как и сама эта деятельность. Не всегда конечно это выступало в виде телепередач, и не сразу даже центральная пресса обратила непосредственное внимание к работе ВООПИиК, но попытки отразить и зафиксировать этапы становления своей организации самими общественниками были всегда. И подобный интерес вполне закономерен. Ведь перед нами бесценный конкретный опыт, не компенсируемый никакими отвлеченными теоретизированиями. Этот опыт десятилетиями набирался по крупицам. И он едва ли не главное достояние в работе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. По крайней мера, таково мнение большинства активистов ВООПИиК, которых я знаю. Юлия Алексеевна,- призывают меня иные члены нашего совета, - берегите материалы районного отделения, они нам нужны не только для отчетов. Они - история нашей деятельности, по ним мы будем завтра сверять свои планы, ставить новые высокие цели... Почему мы должны создавать слайд - фильмы о памятниках paйона, - задает мне вопрос председатель секции пропаганды,- и ничего при этом не говорить о людях, спасших их от разрушения - об активистах нашего отделения? Разве архитектуру создают не люди, и разве существует она не для людей? Разве есть более высшая ценность отечественной истории, чем наш современный советский человек? Что мы так скромничаем? Мы не боимся брать на себя ответственность, отвечать за свои ошибки, но и наши заслуги - есть заслуги конкретных наших товарищей. Общественность конечно -это коллектив, но ведь и коллектив состоит из отдельных личностей. К чему же нам заниматься нивелировкой вместо именно выделения в качестве примера достижений каждого? И вообще, цель нашего социального развития - созидание высокодуховных отношений в стране, а значит и воспитание подлинной демократической личности в каждом из нас. Так давайте попристальней присматриваться ко всему, в чем проявляются эти действительные гражданские отношения, и в первую очередь - к людям их созидавшим. А общественная деятельность в нашей стране - это самая благоприятная среда для появления высокодуховных принципов в практике социальных отношений.
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 Вперед