Воспоминания Ю.А.Романовой

И все же наиболее перспективными на мой взгляд явились разработки А.А.Васильева к теме лекции о первоначальном советском плане мо­нументальной пропаганды. Началась эта работа еще в конце 1970-х годов, когда назрела потребность широкой пропаганды советско­го законодательства по охране памятников истории и культуры. Анатолий Алексеевич как всегда увлекся поисками корней эсте­тических систем в идеологии русской социал-демократии, которые  оформились затем в первые декреты большевистского правительст­ва о сохранении культурного наследия молодой Советской республики. Важнейшим  практическим шагом он обозначил здесь мероприя­тия по мемориализации  и  увековечиванию памяти  героев, боровшихся за свободу человечества, Но как и когда созрел этот план, начавший осуществляться уже на второй год Рево­люции? В чем его объективная необходимость, и какие уроки он нам преподносит сегодня? Тема оказалась слишком обширном, иссле­дования привели  к утопическим теориям мировой социалистичес­кой мысли, a oт них: - к общей теории развития культуры всего человечества. Как это ни странно,- делился со мною своими  мыслями А. А  Васильев,- но  в общих мотивах плана я вижу призыв к овла­дению всеми высотами человеческой культуры, и это овладение выступает как обязательное условие развития социализма в стране.  Насколько это важно было для  главы государства и его соратников говорит хотя бы тот факт, что в тяжелейшие для Советском власти го­ды изыскивались любые возможности для поддерживания достигнутого уровня русской культуры. и более того - для дальнейшего ее раз­вития к новым вершинам. Мы просто обязаны сегодня раскрыть всю глубину возникшего  замысла, сделать наконец аксиомой сложившееся определение, что нельзя быть  настоящим хозяином жизни,  не достиг­нув известного уровня мировой культуры..

Активисты Москворецкого отделения ВООПИиК очень чутки ко всем  новшествам, появляющимся в работе общественников других  организаций  Всероссийского общества охраны памятников. Иногда улавливание этих новых веяний происходит что называется с полуслова. Так случилось, например, с участием в широко ныне известном дви­жении общественности столицы по шефской  помощи реставраторам па­мятников архитектуры. Когда-то у истоков этого движения стоял выдающийся ученый и общественный деятель Петр Дмитриевич Барановский.  В начале 1970-х годов многие активисты ВООПИиК стара­лись развить идеи Барановского о массовом участии москвичей в охране и реставрации памятников зодчества, в связи с чем то там, то тут возникали стихийные группы энтузиастов, помогавших в сво­бодное время профессиональным строителям и реставраторам восста­навливать отдельные сооружения. Одним из таких первопроходцев был член совета нашего отделения Олег Игоревич Журин. Еще в се­редине 1970-х  годов он стал практиковать организацию субботни­ков или воскресников на архитектурных памятниках, нуждающихся в срочном спасении, и не только в Москворецком районе, а по всей Москве. У меня сохранился номер газеты "Московский комсомолец” от 14 августа 1976 г., где рассказывается о таком субботнике, устроенном О.И. Журиным на улице Грибоедова в доме №12. В данной статье упоминается к другом активист Москворецкого отделения – А. А. Васильев, много раз участвовавший в подобных ме­роприятиях с самого начала их организации. Олег Игоревич, яв­ляясь в свое время одним из руководителей общественной инспек­ции МГО  ВООПИиК, наряду с охраной и исследованием памятников требовал от общественных инспекторов широкой пропаганде пере­дового опыта прибалтийских коллег, давно ужо наладивших в своих городах дело привлечения к благоустройству исторических кварталов  и памятников самых разнообразных слоев населения. Он ратовал, чтобы общественное движение, подобное таллинскому "Кадулину", стало нормой отношений к ис­торической застройке и среди москвичей. Однако, поистине мас­совым размах в Москве движение шефской помощи реставраторам получило лишь в начале 1980-х гг. И здесь немалая заслуга при­надлежит другому энтузиасту охраны памятников - Владимиру Дми­триевичу Ляпкову, возглавившему комиссию шефской помощи при МГО ВООПИиК и сумевшему наладить ее высокоэффективную работу . Мне как ответственному секретарю очень приятно, что и в нашем районе деятельность В. Д .Ляпкова оставила заметный след. Вот уже не первый год в Москворецком районе постоянно устраиваются  воскресники на одном из реставрируемых объектов. И я вижу как благотворно отражаются они не только на состоянии памят­ника, но а в настроении людей, регулярно собирающихся на пра­здник бескорыстного труда. Воочию наблюдаешь огромную воспита­тельную силу этого полезного для дела и увлекательного для участников начинания. Весьма радует также и очевидным инте­рес, проявляющийся сегодня к данное форме общественной дея­тельности со стороны советских средств массовой информации. Если в середине I970-х годов  в газетах изредка появлялись толь­ко отдельные статьи на эту тему, то нынче кроме регулярных со­общений в столичных газетах об организуемых воскресниках, ре­портажи о них можно увидеть и в передачах центрального теле­видения. Кстати, одна из передач о добровольных помощниках реставраторам памятников для телепрограммы "Мир и молодежь" была сделана и в нашем Москворецком отделении ВООПИиК. Телезрители могли ее видеть 10-го и 16-го марта 1984 года.

Касаясь же популяризации вообще деятельности общественнос­ти в  области охраны памятников, нельзя не отметить, что тут традиции столь же давние, как и сама эта деятельность. Не всегда конечно это выступало в виде телепередач, и не сразу даже цент­ральная пресса обратила непосредственное внимание к работе ВООПИиК, но попытки отразить и зафиксировать этапы становления своей организации самими общественниками были всегда. И подоб­ный интерес вполне закономерен. Ведь перед нами бесценный кон­кретный опыт, не компенсируемый  никакими отвлеченными теоре­тизированиями. Этот опыт десятилетиями набирался по крупицам. И он едва ли не главное достояние в работе Всероссийского об­щества охраны памятников истории и культуры. По крайней мера, таково мнение большинства активистов ВООПИиК, которых я знаю. Юлия Алексеевна,- призывают меня иные члены нашего совета, - берегите материалы районного отделения, они нам нужны не только для отчетов. Они - история нашей деятельности, по ним мы будем завтра сверять свои планы, ставить новые высокие цели... Поче­му мы должны создавать слайд - фильмы о памятниках paйона, - за­дает мне вопрос председатель секции пропаганды,- и ничего при этом не говорить о людях, спасших их от разрушения - об акти­вистах нашего отделения? Разве архитектуру создают не люди, и разве существует она не для людей? Разве есть более высшая цен­ность отечественной истории, чем наш современный советский че­ловек? Что мы так скромничаем? Мы не боимся брать на себя ответ­ственность, отвечать за свои ошибки, но и наши заслуги - есть заслуги конкретных наших товарищей. Общественность конечно -это коллектив, но ведь и коллектив состоит из отдельных личностей. К чему же нам заниматься нивелировкой вместо именно вы­деления в качестве примера достижений каждого?  И вообще, цель нашего социального развития - созидание высокодуховных отношений в  стране, а значит и воспитание подлинной демократической  личности в каждом из нас. Так давайте попристальней присматриваться ко всему, в чем проявляются эти действительные гражданские  отношения, и в первую очередь - к людям их созидавшим. А общественная деятельность в нашей стране - это самая благоприятная среда для появления высокодуховных принципов в практике социальных отношений.

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 Вперед



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс