Как видим, Анатолий Алексеевич категоричен в своих суждениях, но он последователен, впрочем, и в своих действиях. Значительную часть в работе возглавляемой им секции пропаганды занимает строго документальное отражение творчества именно коллектива индивидуально охарактеризованных энтузиастов-общественников, в котором на фоне общих усилий не теряется ни один активист ВООПИиК. И это для него видимо очень важно. Мы, признаться, часто не придаем значения тем или иным мероприятиям и быстро вскоре забываем о них. Анатолий Алексеевич же тщательно фиксирует все значительное в нашей практике в беллетризированных ли отчетах, в очерках, в фотоальбомах или на цветных диапозитивах. Когда-нибудь,- уверяет меня А.А.Васильев,- мы станем читать лекции о самой общественной деятельности, и могу гарантировать - это будет увлекательнейшей из всех тем, изложенных до сих пор... Надо заметить, что в подобных увлечениях он не одинок. Еще больший энтузиаст раскрытия темы общественных отношений в сфере культуры, кого я могу назвать среди активно помогающих Москворецкому отделению ВООПИиК,- сотрудник одного из институтов Академии наук СССР Олег Петрович Соборнов. Фотолюбитель с огромным стажем, объездивший всю страну, О.П. Соборнов к 60-летию образования СССР подготовил прекрасную фотовыставку, отображающую памятники нашей многонациональной Родины, которую мы и экспонировали в своем отделении в декабре 1982 г. И все же главное в творчестве Соборнова не памятники и не пейзажи, а люди и их многообразная общественная деятельность. Фоторепортажи на эту тему он оформляет в виде искусно выполненных фотоальбомов, которые всегда пользуются неизменным интересом среди общественников. Кстати, наша секция пропаганды во многом заимствовала его опыт, создав и свою серию фотоальбомов с целью наглядной агитации проводимых у нас мероприятии. Однако, то, что пока не в состоянии перенять у О.П.Соборнова наши пропагандисты,- это любительские кинофильмы о массовых культурных мероприятиях, в которых участвовал и актив ВООПИиК. Среди этой кинохроники есть поистине уникальные кадры - такие как подготовка празднования юбилея на Куликовом поле, празднование других юбилеев страны и пр. Эти фильмы конечно демонстрировались для определенное аудитории - например в московском Доме ученых и т.п.,- но право же они настолько познавательны ,что заслуживают и аудитории самого массового рядового зрителя.Однако, может быть тут мы уже уходим от самого предмета нашей конкретной работы? Формально прямая задача ВООПИиК - охрана памятников, а не исследование социальной деятельности человека ... Тут нет никакого противоречия,- старается развеять мои сомнения А.А.Васильев. - В конечном счете главное - это человек. Если будут у нас Люди с большой буквы, высокодуховные, сознательные личности - значит будет все, будут на только сохраненные памятники, а будут новые, еще невиданные шедевры культуры и искусства. А если Человека не будет, а останется лишь мелкобуржуазный потребитель, то к чему тогда все памятники мира, будь они хоть и в отличнейшем состоянии. Ну в самом деле, не для зверей же существовали Парфенон, египетские пирамида, древнеиндийская архитектура, средневековое русское зодчество. Когда же уходили люди их создавшие, все засыпал весок забвения, все стирал ветер небытия, поглощали джунгли дикости. Природе не нужны наши памятники, ей нужен Человек Разумный, и если мы создаем эстетическую среду, тo единственно лишь как средство этого вечного стремления к Разуму. Нельзя за деревьями не видеть леса. Нельзя за нашими практическими заботами забывать главного: памятник - только повод для постановки вопроса о нормировании человеческого духа… Вот так! Чем не иллюстрация того максимализма, о котором я говорила, характеризуй подобных общественников. Может, не стоило об этом упоминать? Сделать вид, что все активисты ВООПИиК просто одержимы неким "хобби", вроде всякого рода коллекционеров на досуге... Но это значит ввести в заблуждение читателя. Общественная деятельность сложна и многообразна, как сложен и многообразен мир людей всей душой стремящихся к социальному прогрессу. Полтора десятка лет в рядах ВООПИиК - много это или мало для того, чтобы сказать: я знаю теперь об этом все? Сменно, но мне порой кажется, что как и в начале пути я удивительно беспомощна в иных вопросах, в стандартных на первый взгляд ситуациях, что я так же способна делать ошибки, как когда-то давно, когда имела лишь смутное представление о деятельности общества охраны памятников. Общественники меня успокаивают,- мол, это жизнь, она не терпит стандартов, здесь все ново, здесь бесконечное, неповторимое творчество. Приходится согласиться, что наверное так и есть. Действительно такова она, общественная деятельность - как весь наш кипящим и многотрудный, такой блистательный и такой необычный современный мир, полный противоречий и удивительной целесообразности, тягостных разочарований и фантастического вдохновения, гигантских возможностей экономического прогресса и всечеловеческого совершенства, иногда спрашивают,- Юлия Алексеевна, как вы все успеваете? А я, по правде говоря, ничего и не успеваю. Не успеваю даже удивляться все новым открытиям и начинаниям, порождаемый неистощимой изобретательностью окружающих меня энтузиастов общественной деятельности. Скажу откровенно,- место ответственного секретаря во всем этом более чем скромное, Работа как работа. Как и в любом другое области советской культуры. Есть, конечно, возможности творчества, но неустранима пока и рутина. Словом,- процесс совершенства неограничен. Кому-то наш труд покажется и малопривлекательным,- ну что ж, у каждого свой характер. Мне лично он интересен. Почему? Да разве ответишь тут одним словом...
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18